Рост популярности правых партий и политиков «угрожает демократии»,
пишет Фрэнсис Фукуяма* — старший научный сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права Стэнфордского университета и директор магистерской программы Форда Дорси по международной политике в Стэнфорде. В статье для американского журнала Foreign Affairs эксперт проанализировал итоги выборов, которые состоялись по всему миру в 2024 году.
Опасения либералов, что 2024 год станет отражением «глобального триумфа нелиберального популизма», оказались ошибочными. «Хотя авторитарные идеологии добились явных успехов в ряде стран, демократия во многих регионах мира продемонстрировала удивительную стойкость и, возможно, еще одержит победу в Соединенных Штатах. Вера в тенденцию демократического упадка заставила многих либералов сжимать руки и с отчаянием спрашивать, могут ли они сделать что-нибудь, чтобы обратить ее вспять. Ответы на этот вопрос просты и скучны: идите вместе с вашими согражданами и голосуйте или, если вы более активны, работайте над мобилизацией единомышленников, чтобы помочь демократическим политикам победить на выборах. Либеральная демократия основана на личном участии, и есть мало доказательств того, что традиционное участие в политической жизни больше не работает».
Начало 2024 года принесло демократии «неоднозначные результаты». «В январе Демократическая прогрессивная партия Тайваня победила прокитайский Гоминьдан, а Финляндия осталась в прочном демократическом лагере. В Бангладеш коррумпированная партия „Авами лиг“ во главе с Шейх Хасиной удержалась у власти в январе на фоне протестов против ее правления по всей стране. Однако ее успех оказался преходящим, поскольку возобновившиеся после выборов протесты заставили Хасину покинуть страну в начале августа. В середине года в ЮАР и Мексике прошли важные выборы, которые нелегко вписать в рамки „популисты против либералов“. Еще одни решающие выборы прошли в Индии. Ожидалось, что премьер-министр Моди — представитель популистов-националистов, ослабивший в своей стране СМИ, суды и гражданскую свободу, — увеличит большинство индуистской националистической партии Бхаратия Джаната в нижней палате парламента Индии. Вместо этого его она потеряла свое большинство и была вынуждена вступить в коалицию с другими партиями. Менее глобально влиятельными, но все же значимыми были выборы в Монголии, прошедшие в конце июня. Расположенная между Россией и Китаем, эта страна стала единственным государством в центральной Евразии, которому удалось установить и сохранить демократию после распада Советского Союза в 1991 году. Однако правящая Монгольская народная партия, преемница Коммунистической партии советского периода, в период с 2022 по 2024 год все более авторитарно настроена».
В Европарламенте самые «тревожные» результаты выборов были получены во Франции и Италии. «Партия Марин Ле Пен разгромила центристскую коалицию президента Франции Эммануэля Макрона, набрав более чем в два раза больше голосов. Это заставило Макрона объявить внеочередные национальные выборы в конце июня. На мгновение показалось, что молодой Жордан Барделла станет премьер-министром, но во втором туре голосования в начале июля центристские и левые партии сняли своих слабых кандидатов. Это произошло только потому, что левые партии объединились для оптимизации своих кандидатов — скучная, но необходимая работа в политике, которую не смогли выполнить предыдущие коалиции. В Италии ситуация менее многообещающая. На выборах в Европарламент популистская партия Мелони „Братья Италии“ значительно увеличила свою долю голосов, а ее правая коалиция имеет комфортное большинство в итальянском парламенте. Мелони, ставшая премьер-министром в конце 2022 года, изначально представляла себя как центрист. В начале своего пребывания на посту она разошлась с пророссийскими популистами, такими как Орбан и Фицо, выразив решительную поддержку Украине, и многие комментаторы предполагали, что она поддержит кандидатуру председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен на второй срок. Но после голосования в парламенте ЕС она сместилась вправо, и ее партия проголосовала лишь за условную поддержку Украины и выступила против переизбрания фон дер Ляйен. Единственной крупной европейской страной, где выборы прошли без угрозы прихода к власти популистской партии, стала Великобритания, где в начале июля лейбористы одержали убедительную победу над консерваторами».
Самые «важные» выборы состоятся в США. «Впереди еще несколько важных выборов: в Молдове и Грузии. В Молдове «либеральный президент Майя Санду, скорее всего, выиграет переизбрание, а в Грузии пророссийская партия „Грузинская мечта“ имеет все шансы сохранить власть. Но самые важные выборы, безусловно, состоятся 5 ноября в США между Трампом и кандидатом от демократов, вице-президентом Камалой Харрис. На момент проведения Республиканского национального съезда в середине июля победа Трампа над стареющим Байденом выглядела вполне вероятной, но после решения Байдена уйти в отставку демократы неожиданно активизировались. Многочисленные опросы, как на национальном уровне, так и во многих критически важных штатах, показывают, что Харрис опережает своего соперника. Исход американских выборов будет иметь огромные последствия как для американских институтов, так и для всего мира».
Главный урок года выборов в том, что приход к власти популистских и авторитарных политиков не является неизбежным. «Во многих странах, где проходят выборы, можно противостоять отступлению демократии, и это уже происходит. Но демократические нормы не могут быть защищены насилием, судебными средствами (например, использованием 14-й поправки для дисквалификации Трампа), появлением нового харизматического лидера или любым другим быстрым решением. Что остается эффективным, так это постоянная, часто скучная работа демократической политики: приведение аргументов, убеждение и мобилизация избирателей, корректировка политики, создание коалиций и, если необходимо, достижение компромиссов, когда лучшее уступает место возможному. Даже в удручающее для мировой демократии время у граждан все еще есть возможность двигаться к лучшему будущему».
* В 2022 году МИД РФ запретил Фукуяме въезд в Россию
Свежие комментарии