В докладах и статьях западных аналитических центров, посвященных украинскому конфликту и опубликованных за последнюю неделю, обращают на себя внимание тезисы о том, что Украина не сможет изменить баланс сил в свою пользу, даже если получит нужную технику. Также западные эксперты признают, что «победа Украины» становится недостижимой целью.
США не смогли сформулировать реалистичную цель относительно Украины,
считает научный сотрудник аналитического центра Quincy Institute for Responsible Statecraft Марк Эпископос. Эксперт сравнивает украинский конфликт с войной во Вьетнаме. «Максималистский импульс в отношении Украины приближается к своему последнему акту. Слишком много рассуждений об Украине сводятся к доработке, адаптации и оправданию сокращающегося набора тактических мер, а не к формулированию реалистичного конечного результата. Увеличение военной помощи Украине и дополнительные санкции против России слишком часто рассматриваются как самоцели, а не как инструменты, используемые для формирования результатов на стратегическом уровне. Фирменная техническая доблесть Америки, олицетворяемая самоуверенным министром обороны Робертом С. Макнамарой, не смогла пробить туман войны во Вьетнаме, потому что исходила из стратегически несостоятельных предположений о более широкой динамике конфликта и отказывалась корректировать курс в ключевые моменты. Переменные, действующие на Украине, несомненно, совершенно иные, но потенциальная глупость — ввязаться по колено в затяжной конфликт без реалистичной теории победы — во многом та же самая, и ставки так же высоки».
Западные страны сохраняют ложное убеждение, что Украина может изменить баланс сил в свою пользу, если получит нужную технику, добавил Эпископос. «Несмотря на предыдущий опыт российского противодействия HIMARS и другим западным системам, сохраняется убеждение, что Украина может изменить баланс сил в свою пользу, если получит нужную технику. В прошлом году это были танки Leopard и ракетные комплексы Patriot. Теперь это F-16. Но есть и более важный вопрос о том, для каких целей следует использовать это оружие. Недавние оценки, призывающие Украину перейти к обороне, представляют собой отход от предположения, окончательно опровергнутого опытом неудачного контрнаступления 2023 года, что украинские вооруженные силы обладают наступательной мощью, необходимой для того, чтобы оттеснить российские войска. Но такой подход, к сожалению, не позволяет признать серьезность факторов — военных, политических, экономических и демографических, — которые работают против Украины на поле боя и за его пределами. Вооруженные силы и огневая мощь — две валюты, за которые можно купить победу в Украине, — испытывают острую и растущую нехватку и того, и другого. Страна находится в состоянии демографического спада, который потребует усилий целого поколения, всего общества, чтобы исправить ситуацию, даже если конфликт закончится сегодня».
Перспектива членства Украины в НАТО неопределенна,
пишет сотрудник Стэнфордского центра международной безопасности и аналитического центра Brookings Institution Стивен Пайфер. «Ряд союзников по НАТО не хотят принимать Украину в альянс сейчас, особенно пока она находится в конфликте с Россией. Существует неопределенность, когда Украина станет членом альянса, даже если оставить в стороне вопрос о возможном возвращении Дональда Трампа в Белый дом в 2025 году. Не исключено, что Киев может получить приглашение даже в условиях конфликта с Россией, но это представляется крайне маловероятным».
Число добровольцев на Украине снижается, обратил внимание ассоциированный научный сотрудник британского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI) Александр Данилюк. «Главной причиной снижения числа желающих мобилизоваться стало отсутствие механизмов демобилизации, а также общее осознание того, что конфликт приобрел затяжной характер и может длиться годами. Иными словами, мобилизация стала восприниматься как билет в один конец, где единственный способ закончить службу — умереть или стать инвалидом. В таких условиях вступление в армию означает отказ от нормальной жизни, разрушенные семьи и вынужденный уход из профессии навсегда. После более чем двух лет конфликта и без каких-либо указаний на сроки демобилизации солдат военная служба стала восприниматься как рабство, а не как временная, хотя и очень тяжелая обязанность».
Украине не хватает вооружений, добавил Данилюк. «Боеспособность подразделений зависит не только от их численности, но и от уровня оснащенности боевой техникой. В составе ВСУ по-прежнему насчитывается более 30 бригад территориальной обороны, вооруженных только стрелковым оружием и минометами, хотя их можно было бы трансформировать в полноценные механизированные бригады, если бы их снабдили бронетехникой, артиллерией, средствами радиоэлектронной борьбы и т. д. Недостаточное количество вооружения и военной техники является проблемой и для регулярных бригад. Например, созданные Украиной 14 резервных бригад не могут быть использованы в зонах боевых действий из-за задержки поставок техники, обещанной партнерами. Таким образом, успех в конечном итоге зависит не только от совершенствования украинского рекрутинга, но и от качества западной логистики».
Свежие комментарии