Нефтяные компании, которые несут сегодня убытки от падения цен на нефть и девальвацию рубля, еще раз обращают внимание на то, что налоговый маневр приведет к росту цен на топливо и возникновению его дефицита на внутреннем рынке.
О неизбежных проблемах еще раз напомнил глава компании «Роснефть» Игорь Сечин в письме президенту Владимиру Путину.
Эта тема чрезвычайно заботит сегодня нефтяников. Налоговый маневр вступил в силу с 1 января этого года, после чего прошло уже несколько профильных мероприятий, где обсуждался вопрос влияния нового налогообложения на работу нефтяных компаний.
Так, влияние налогового маневра на отрасль, в том числе по экспортным направлениям и на нефтепереработку, рассматривалось 20 января у заместителя главы Минэнерго Кирилла Молодцова.
Крупные компании жаловались на то, что налоговый маневр, разрабатываемый при цене на нефть в $100 и призванный путем снижения маржи от переработки стимулировать рост нефтедобычи, при ценах на нефть $50 и ниже не справляется со своей задачей. В результате компании вместо получения прибыли в $5 с каждой тонны нефти, которые могли вложить в геологоразведку и стимулирование нефтеотдачи, несут убытки до $10 с тонны, сообщил один из участников совещания РБК.
Напомним, что в конце ноября прошлого года президент подписал закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Он подразумевает перенос тяжести налоговой нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В 2015–2017 годах экспортная пошлина на нефть должна сократиться в 1,7 раза, пошлина на нефтепродукты — в 1,7–5 раз, ставка НДПИ на нефть вырастет в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6,5 раза. Акцизы на нефтепродукты будут постепенно снижаться.
Идеологом налогового маневра выступил Минфин. По сути, налоговый маневр стал ответом России на создание Евразийского экономического союза и должен был компенсировать разницу в вывозных пошлинах на нефть и нефтепродукты с Белоруссией и Казахстаном. По замыслу чиновников, новое налогообложение должно повысить прибыль компаний от продажи нефти и вместе с тем снизить доходность нефтепереработки. Предполагалось, что в 2016–2017 годах он может принести бюджету около 500 млрд рублей.
При этом Минфин проявлял твердость и твердо стоял на своем. И глава Минфина Антон Силуанов летом прошлого года заявлял, что налоговый маневр будет выгоден нашим нефтяным компаниям.
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин на днях заявил, что даже обсуждать возможность каких-либо изменений совсем преждевременно.
В свою очередь нефтяные компании считают, что подобное обсуждение может и запоздать.
Как уже сообщали «Актуальные комментарии», нефтяники в конце прошлого года заявляли о том, что налоговый маневр практически обнуляет маржу переработки. В итоге это может привести к сокращению переработки и «выталкиванию нефти» на экспорт. В среднесрочном периоде — год-полтора – вполне вероятно, что «налоговый маневр» будет способствовать дефициту бензина в стране.
При этом надо учитывать, что из-за того, что объемы производства бензинов в зимние месяцы выше спроса, риск дефицита на внутреннем рынке минимальный. Но с продолжением падения цен и ростом спроса в летние месяцы любой дисбаланс вполне может привести к значительному дефициту и как следствие «вымыванию бензинов». Из-за введения «налогового маневра», который приводит к снижению пошлин на автобензины, существует и высокий риск вымывания моторного топлива на экспорт, особенно в период его дефицита.
Как заявлял «Актуальным комментариям» содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг, налоговый маневр оказывает негативную роль в первую очередь на сектор переработки. «Повышение НДПИ, в условиях снижения цен на нефть также скажется на инвестиционной политике компаний. Впрочем, не исключено, что правительство будет пытаться стимулировать нефтегазовый сектор»,- считает эксперт.
Негативно оценивают налоговый маневр и ряд депутатов. «Баланс интересов государства, общества и недропользователей у нас окончательно не найден в нашей системе лицензирования, аукционов. Мы еще на пути к этому. Налоговый маневр, который, на мой взгляд, негативные последствия уже показывает, и совершенно очевидно, будет показывать», - заявил первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев на правительственном часе в Госдуме.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в условиях падающих цен на нефть налоговый маневр совершенно невыгоден нефтяным компаниям. «В чем- то с главой «Роснефти» можно спорить, но тут он совершенно прав. С точки зрения нефтяников, это чисто фискальная функция, которая увеличивает в этот сложный период нагрузку на компании. И надо понимать, что если для больших компаний это принесет ущерб, то для мелких это просто гибель. Что совершенно точно - таким образом нефтяная отрасль не оздоровится», - рассказал Крутихин в интервью корреспонденту «Актуальных комментариев».
София Закирова
Свежие комментарии