Правящая Консервативная партия Великобритании теряет поддержку, свидетельствуют данные социологических опросов. По мнению западных экспертов, шансы на возрождение консерваторов невелики. «Актуальные комментарии» разбирались в главных интригах парламентских выборов, которые пройдут 4 июля.
Будет ли правительство коалиционным
В Палате общин 650 депутатов.
Чтобы сформировать правительство, партия должна получить не менее 326 мест.
Если ни одна партия не получает большинства, то формируется коалиция: действующий премьер-министр остается у власти и первым получает шанс сформировать правительство путем переговоров с другими сторонами. В 2010 году консерваторы и либерал-демократы сформировали коалиционное правительство. Лидер консерваторов Дэвид Кэмерон был избран премьер-министром, а лидер либерал-демократов Ник Клегг стал его заместителем.
По
прогнозам YouGov, лейбористы получат 403 места, консерваторы — 155, либерал-демократы — 49, Шотландская национальная партия — 19, партия Уэльса — 4, зеленые — одно.
Политическое будущее консерваторов
В начале мая Сунак признал, что его партия, которая находится у власти 14 лет, может проиграть на выборах в парламент и утратить власть. Об этом он заявил в интервью газете The Times, комментируя итоги региональных выборов, прошедших 2 мая. На них консерваторы потеряли почти половину мандатов.
На прошлых выборах в 2019 году консерваторы получили 43,6% голосов и 365 мест из 650 в Палате общин. Сейчас их поддержка
составляет 20%, то есть вдвое ниже. Это самый низкий рейтинг партии за 45 лет.
По
словам профессора Джона Кертиса, консерваторы могут получить всего 130 мест. «Партии Сунака повезет, если она получит хотя бы 200 мест. Разобщенные партии редко преуспевают на выборах. Продолжая разногласия с Сунаком по поводу иммиграции, депутаты-консерваторы должны понимать, что потенциально они играют с огнем». Эксперт также отметил, что шансы на возрождение консерваторов невелики.
Какой будет явка
Западные эксперты прогнозируют низкую явку, что, по их словам, станет проблемой в избирательном процессе. По
мнению ведущего специалиста по опросам консервативной партии Роберта Хейворда, это связано с безразличием избирателей-консерваторов.
«Сейчас у нас есть неопределившиеся консерваторы. Некоторые из них проголосуют, но проголосуют ли они за консерваторов, лейбористов, реформистов или кого-то еще, мы пока не знаем. Опросы также очень четко показывают, что есть большая группа неопределившихся бывших консерваторов, но поддержка Кира Стармера и Лейбористской партии слаба. По крайней мере, она не так сильна, как в 1996/97 годах», — отметил Хейворд.
В 2019 году явка составила 67,52%.
Как результаты выборов повлияют на поддержку Украины
Сигналы в западных СМИ и со стороны экспертов по поводу политики лейбористов в отношении Украины противоречивы.
С одной стороны, лейбористы обещают потратить на оборону 2,5% ВВП Великобритании, но не к 2030 году, как заявлял Сунак, а «когда позволят финансовые условия». Помимо этого, со стороны лейбористов были заявления о необходимости провести «полную военную проверку, прежде чем давать какие-либо дальнейшие обещания».
С другой стороны, поездка Кира Стармера на базу НАТО в Эстонии в декабре для посещения британских войск продемонстрировала, как защита королевства стала приоритетной в политической повестке дня,
отмечает приглашенный профессор Кингстонской школы искусств Брайан Бривати.
В феврале 2023 года Стармер встречался с Зеленским на Украине, пообещав ему, что «никаких изменений в поддержке» Украины не произойдет, если Лейбористская партия победит на следующих всеобщих выборах и сформирует правительство. «Зеленский очень обеспокоен поддержкой оружием и продолжением обучения украинских солдат, и я подчеркнул, что Лейбористская партия оказывает и будет оказывать технологическую и военную поддержку, которую предоставляет нынешнее правительство Великобритании», — заявил тогда Стармер.
Внешняя политика лейбористов во многом похожа на внешнюю политику консерваторов,
отмечают эксперты британского аналитического центра Chatham House*. «Следующему правительству Великобритании, возможно, придется сыграть роль в укреплении европейского единства на Украине перед лицом непредсказуемой политики США. Отказ Америки от обязательств перед Украиной вынудит Лейбористскую партию поставить новые вопросы внешней политики».
Ухудшатся ли отношения с Россией
Лидер лейбористов Кир Стармер в декабре, находясь с визитом в Эстонии, заявил, что Россия «по-прежнему представляет „прямую угрозу“ Соединенному Королевству», а также предостерег от «смягчения» по отношению к Путину.
Вероятнее всего, Стармер будет выступать с резкой критикой в адрес Путина, особенно в отношении специальной военной операции и внутренней политики,
считает специалист по истории культуры России Джеймс Пирс. «Но всё это будет пустая риторика, адресованная британской аудитории. Она не приведёт к изменению существующего курса или ухудшению отношений».
Введение новых санкций против России, по мнению эксперта, также маловероятно. При этом отмена некоторых ограничений вполне возможна. «Настанет день, когда следующему правительству Великобритании придётся честно сказать избирателям: Украина не сможет победить, нужны переговоры с Россией. Приоритетом для Стармера должны стать реструктуризация и модернизация британских вооружённых сил. Нужно будет как-то объяснить обществу, почему британская поддержка не принесла желаемых результатов. Причём Консервативная партия, ответственная за это, будет яростно его критиковать за такие заявления. В рамках переговоров некоторые санкции будут сняты».
Исторически у лейбористов складывались хорошие отношения с Кремлем, подчеркивает Джеймс Пирс. «Великобритания была первым государством, признавшим СССР. Социалистическое крыло Лейбористской партии всегда с интересом следило за экономическим курсом и антиимпериалистической внешней политикой Советского Союза. Даже после распада СССР Тони Блэр и Гордон Браун поддерживали достаточно позитивные отношения с лидерами новой России — Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Вряд ли Стармер будет лично встречаться с Путиным в обозримом будущем. Но в целях уменьшения цен на энергоресурсы Британия могла бы в кулуарах договориться о поставках в страну российских нефти и газа. Снижение стоимости жизни станет значительной политической победой».
Также эксперт указывает на то, что Британия всегда принимала российских граждан, даже после начала специальной военной операции. «Россияне занимают второе место по количеству виз для талантливых людей, а дискриминация находится на очень низком уровне — в 2022 года полиция зафиксировала всего пять случаев. Россияне продолжат получать британские визы для работы и учёбы. Талантливые россияне могут компенсировать нехватку трудовых ресурсов в некоторых сферах, включая IT-сектор. А британским университетам, находящимся на грани банкротства, не помешают деньги из-за рубежа — университетское образование остаётся на высоком уровне в Великобритании. Лейбористы будут рады принять больше российских студентов. Британо-российские отношения, возможно, понемногу начнут улучшаться».
* Деятельность организации признана нежелательной на территории России
Свежие комментарии