Возвращение Дональда Трампа на пост президента США принципиально отличается от его первой победы на президентских выборах в 2016 г. Как по форме, так и содержанию. Если тогда бизнесмен из Нью-Йорка стал политической «сенсацией», сломавшей устоявшейся баланс сил в Республиканской партии (Grand Old Party — GOP), то теперь он выступал как консолидированный выдвиженец её истеблишмента.
Кампания Трампа в 2016 г. содержала много элементов импровизации. Его предвыборный штаб формулировал её составляющие непосредственно в процессе гонки. Текущая же кампания имела чёткие слагаемые успеха, часть из которых была заложена ещё на старте. В их числе следует отметить внутреннюю консолидацию GOP, использование специальной «Команды мечты» (Dream Team), применение тактики «хождения в народ», а также активное обыгрывание оскорбительного нарратива оппонентов. Консолидация партии В ходе президентской кампании 2016 г. Трамп был во многом возмутителем внутрипартийного спокойствия. Из многолетнего спонсора GOP он вдруг решил попробовать свои силы в качестве политика. Этот ход вызвал практически нескрываемое недовольство республиканского истеблишмента. В течение гонки многие влиятельные группы внутри GOP открыто выражали своё нежелание поддерживать кандидатуру Трампа. И подобный скепсис к политизировавшемуся бизнесмену из Нью-Йорка сохранился и после его первого избрания на пост главы государства. Принципиально иная ситуация сложилась в ходе текущей кампании. Руководству GOP во главе с тогдашним председателем Республиканского национального комитета Ронной МакДэниэл удалось добиться консолидации партийных рядов вокруг фигуры Трампа ещё на старте внутрипартийных выборов. Большинство ведущих партийных группировок пришли к негласной договоренности поддержать бывшего президента. И эта договоренность сохранялась на протяжении всего избирательного состязания.Кампания республиканцев по определению своего номинанта на президентский пост де-факто завершилась 21 января 2024 г. Именно тогда действующий губернатор Флориды Рон Десантис заявил о прекращении своего участия в предварительных выборах. И поддержал кандидатуру Трампа. Досрочный выход из игры ключевого из числа возможных внутрипартийных оппонентов сделал праймериз для нью-йоркского политика во многом формальной процедурой. Против Трампа выступала только Никки Хейли, которая серьезным конкурентом не являлась. Уже с конца января он мог сосредоточиться на ведении собственной кампании. Ставка верхушки GOP на фигуру Трампа легко объяснима. При желании, на президентских выборах партия вполне могла бы сделать ставку на Десантиса или губернатора Техаса Грега Эбботта. Но степень их уверенности и настойчивости в противостоянии со ставленником демократов оставалась под вопросом. Трамп же своего желания взять реванш за поражение на выборах 2020 г. не скрывал и настойчиво рвался в бой. В таких условиях партийное руководство остановило свой выбор на нём и не прогадало. Теперь у GOP, во главе Национального комитета которой стоит уже Майкл Уотли, есть достаточно времени, чтобы определиться с партийным номинантом на выборах 2028 г. И далеко не факт, что им станет Трамп или его «второй номер», избранный вице-президент Джеймс Дэвид (Дж. Д.) Вэнс. Игра в «Команде мечты» Одним из решающих факторов успеха Трампа стало то, что в его кампании была задействована большая группа лиц, представляющих не только республиканский истеблишмент, но также и деловой мир США, спорт, СМИ и шоу-бизнес. Причем эти фигуры являлись не столько формальными «доверенными лицами» нью-йоркского политика, сколько полноправными участниками схватки. Можно сказать, что Трамп участвовал в состязании не в одиночку или в паре с претендентом на вице-президентский пост Вэнсом, а как лидер большой предвыборной команды. И состав данного пула позволяет характеризовать его как фактически республиканскую «Команду мечты» (Dream Team). От истеблишмента GOP в неё входили Майк Джонсон, Вивек Рамасвами, Талси Габбард и др. От делового сообщества — Илон Маск. От мира спорта — Дана Уайт. От медийного сообщества — Такер Карлсон. От мира шоу-бизнеса — Джейсон Алдин, Кид Рок, Канье Уэст, Газзи Гарсия и др. В этой когорте следует особо отметить представителя влиятельного политического клана Кеннеди — Роберта Ф. Кеннеди-мл. В игре «Команды мечты» этот ставший независимым политиком выходец из Демпартии участвовал вместе со своим «вторым номером», адвокатом Николь Шэнахэн. В рамках гонки участники Dream Team обладали достаточно широким функционалом и автономностью. Они могли как участвовать в продвижении тактических приёмов и инициатив Трампа, так и формулировать свой собственный политический нарратив. Например, Рамасвами, вместе с номинантом от GOP, был вовлечен в обыгрывание «мусорной» темы. А Кеннеди-мл. продвигал собственную вариацию на тему главного слогана кампании Трампа Make America Great Again — Make America Healthy Again («сделаем Америку снова здоровой»). Значимость участников «Команды мечты» подчеркивает тот факт, что глава организации смешанных единоборств Ultimate Fighting Championship (UFC) Уайт был третьим в числе лиц (после Вэнса и руководителей предвыборного штаба), привлечённых Трампом для краткого выступления в ходе его победной речи, вечером 5 ноября. Также обращает на себя внимание, что Маск и Уайт входили в число основных собеседников Трампа в ночь на 6 ноября — в ходе праздничного банкета, посвященного победе на выборах республиканского политика. «Хождение в народ» Принципиальным решением для кампании Трампа стало применение тактики «хождения в народ». Особенно активно предвыборный штаб GOP прибегал к ней на заключительной стадии гонки. Причем делая акцент на живом общении с избирателями преимущественно «колеблющихся» штатов (в частности, Пенсильвании, Мичигана и Джорджии). Кроме того, не остался без внимания и электорат демократических штатов — например, Нью-Йорка. В рамках данной тактики Трамп попробовал себя в роли сотрудника сети фастфуд, побывал в барбершопе, встретился с посетителями кофейни, пообщался с сотрудниками и посетителями ресторана быстрого питания, замерил политические настроения арабской диаспоры в ресторане американской кухни и пр. И во всех указанных случаях «хождение в народ» представляло собой не формальные визиты в те или иные заведения «под камеру», а прямое общение с избирателями, уточнение их позиции и взглядов на актуальные вопросы внутренней политики США. Трамп всякий раз старался показать свой интерес к мнению рядовых избирателей, их отношению к его предвыборной платформе и платформе оппонентов. Обыгрывание нарратива врагов Президентская кампания 2024 г. сопровождалась целой серией ударов «ниже пояса». Оппоненты регулярно делали оскорбительные замечания в адрес друг друга. Причем особо преуспели в этом представители Демпартии. Как партийный выдвиженец Камала Харрис, так и завершающий свою легислатуру президент Джозеф Байден. И последний в своих резких выпадах отличился особой бестактностью. Так, 29 октября, выступая на встрече с представителями латиноамериканской общины США, он назвал сторонников Трампа «плавающим мусором». Подобная оскорбительная риторика не осталась незамеченной предвыборным штабом GOP. Его ответом стало её визуализированное использование в собственных интересах. Уже 30 октября Трамп начал свой очередной визит в Висконсин с поездки на мусоровозе, украшенном эмблемой своей кампании и флагом США. Перед тем, как сесть в мусоровоз он особо подчеркнул, что «250 миллионов человек — не мусор! Мы — не мусор! Я бы сказал вам, кто на самом деле мусор, но не буду». После этого политик появился на своём предвыборном митинге в оранжевом рабочем жилете. «Мусорный» нарратив всколыхнул республиканских избирателей. Он повысил тонус их мобилизации в качестве ответа на выпад Байдена. Среди участников финальных митингов Трампа выделялись те, кто одел на себя пластиковые мусорные мешки или рабочие жилеты. Благодаря штабу GOP, грубые риторические выпады демократов обернулись против них самих. Максим Минаев, кандидат политических наук, руководитель Отдела внешнеполитических исследований Центра политической конъюнктуры #МаксимМинаев
Свежие комментарии