Политика НАТО в отношении российско-китайского сотрудничества будет ужесточаться, считают западные эксперты, комментирующие итоги саммита альянса, прошедшего с 9 по 11 июля. Также аналитики сделали прогнозы относительно возможного принятия в НАТО Украины, повестки саммита в 2025 году, политического курса следующего генсека и институционализации стран Индо-Тихоокеанской четверки.
Альянс формирует «мост» к членству Украины. «Альянс пообещал разместить в Киеве высокопоставленное гражданское лицо и создать в Висбадене (Германия) командование для координации помощи в обеспечении безопасности и обучения, а союзники согласились отправить украинцам пакет новых систем ПВО, включая четыре батареи Patriot. Но, несмотря на это, остаются серьезные вопросы — например, что произойдет между этим „мостом“ и окончательным вступлением Украины в ЕС, до которого могут пройти десятилетия? До сих пор не было никаких заявлений о том, что Соединенные Штаты готовы ослабить ограничения на использование украинцами оружия, поставляемого США. Люди, похоже, разочарованы тем, что Украина не может нанести удар вглубь России, и есть ощущение, что Соединенные Штаты заставляют украинцев воевать со связанными за спиной руками. В отношении выборов в США также царит несколько мрачное настроение. Речь Байдена, произнесенная вчера вечером на старте саммита, была сильной, но все еще есть сомнения в том, сможет ли он одержать победу в ноябре. А проигрыш Байдена означает победу бывшего президента США Дональда Трампа, что еще больше нервирует и без того нервных европейцев. Скорее всего, европейцам все равно придется взять на себя большую часть оборонного бремени, так что лучше начать уже сейчас», — отмечает старший научный сотрудник Европейского центра Atlantic Council* Рэйчел Риццо.
НАТО по-новому оценивает российско-китайское партнерство. «НАТО обратила внимание на углубление стратегического партнерства между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР). Это признание подчеркивает единство Североатлантического союза и его осведомленность о меняющемся геополитическом ландшафте. Признавая взаимоусиливающие попытки России и КНР перестроить основанный на правилах международный порядок, НАТО закладывает важнейшую основу для разработки стратегий по противодействию этому партнерству», — считает Лука Игнац — помощник директора Инициативы Atlantic Council* по трансатлантической безопасности в Центре стратегии и безопасности имени Скоукрофта.
Новый генсек Марк Рютте будет «решительно поддерживать Украину», полагает польский эксперт, бывший министр национальной обороны Польши Януш Онишкевич. «Рютте — политик из очень пронатовской страны. Он будет решительно поддерживать Украину и будет работать над тем, чтобы все государства-члены ее поддерживали». В то же время эксперт отметил, что трудно сказать, как у Рютте будут развиваться отношения с Трампом, у которого есть шанс стать президентом США этой осенью, поскольку Трамп — «большая загадка». «На самом деле, если кто-то в США скажет, что они знают, что сделает Трамп, если его изберут президентом, это вряд ли будет правдой. Трамп непредсказуем», — добавил Онишкевич.
В будущем возможна институционализация стран Индо-Тихоокеанской четверки (IP4) в НАТО. «Саммит показал, насколько сильно развилось партнерство НАТО и стран Индо-Тихоокеанской четверки (IP4). Уже третий год подряд лидеры стран Индо-Тихоокеанской четверки принимают участие в саммите НАТО, и очевидно, что эта неформальная группа становится постоянным участником мероприятий альянса. С каждым саммитом страны НАТО и IP4 представляют все более амбициозные программы сотрудничества. В заключительный день саммита генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг открыл заседание Североатлантического совета, подчеркнув „прочное и углубляющееся сотрудничество“ между НАТО и IP4. Это обязательство выразилось в запуске четырех новых совместных проектов, направленных на укрепление сотрудничества в области помощи Украине, искусственного интеллекта, дезинформации и кибербезопасности. Кроме того, в связи с одной из центральных тем вашингтонского саммита — укреплением трансатлантической оборонно-промышленной базы для решения проблем, связанных с Россией, Китаем, Северной Кореей и Ираном, — активно обсуждался потенциал совместного производства странами IP4 оружия и совместного обслуживания военных объектов. Ключевой вопрос, связанный с будущим IP4, заключается в том, будут ли предприняты усилия по институционализации этой группы в ближайшие годы (хотя Столтенберг подчеркнул, что НАТО не будет добавлять членов Индо-Тихоокеанского региона) и, конечно, в оценке ощутимых результатов на основе текущих планов сотрудничества», — отмечает старший научный сотрудник — нерезидент Atlantic Council* Горана Гргич.
На саммите в Гааге в 2025 году будут звучать призывы к более активным действиям на южном фланге НАТО. «На общественном форуме НАТО премьер-министр Испании Педро Санчес объявил о том, что Североатлантический альянс принял новый план действий для своего южного фланга. По словам премьер-министра, НАТО должна прилагать больше усилий в южном регионе, поскольку нестабильность там влияет на союзников НАТО, а противники — в частности, Россия — предпринимают усилия по укреплению своего влияния. Ожидайте, что на саммите в Гааге в 2025 году будут звучать призывы к более активным действиям на южном фланге НАТО», — считает еще один старший научный сотрудник — нерезидент Atlantic Council* Джейсон Дэвидсон.
* Деятельность организации признана нежелательной на территории РФ
Свежие комментарии