На Украине обсуждают возможность разработать собственное ядерное оружие из опасений, что Трамп прекратит поставки оружия, однако немецкий журнал Der Spiegel со ссылками на ученых пишет, что страна в ближайшем будущем не сможет создать ядерную бомбу, а ее наличие не только не улучшит положение Киева в конфликте с Россией, но и создаст риски.
Зеленский ранее заявлял, что либо у Украины будет ядерное оружие, либо ее должны принять в НАТО. В разговоре с Трампом Зеленский отметил, что в соответствии с Будапештским меморандумом Украине были предоставлены гарантии защиты, но их не соблюли: «Кто из этих больших стран, из этих ядерных держав пострадал? Все? Нет, одна Украина. Кто отдал ядерное оружие? Все? Нет, одна Украина. Кто сегодня воюет? Украина».
Украина располагает примерно семью тоннами плутония. Но эти семь тонн смешаны с более чем 1300 тоннами других высокорадиоактивных материалов и не могут быть использованы для создания оружия в их нынешнем состоянии. По словам эксперта Федерации американских ученых в Вашингтоне Ханса Кристенсена, для создания ядерной бомбы Украине сначала придется разработать проект оружия, что «сложно и займет много времени».
Украина не сможет быстро построить завод по переработке ядерных отходов. «Северной Корее потребовалось почти десять лет, чтобы построить свой перерабатывающий завод в Йонбене», — отметил ученый Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP) в Берлине Ливиу Хоровиц. Даже если предположить, что Украина инвестирует больше ресурсов в разработку такого оружия, речь будет идти о «годах в лучшем случае». Существует два подхода к производству оружейного ядерного материала: обогащение урана или получение делящегося изотопа плутония-239 в достаточных количествах. «Для того, чтобы выделить плутоний-239, нынешнее поколение украинских реакторов потребовало бы очень специального метода сжигания топлива и метода переработки», — пояснил журналу эксперт американского аналитического центра Stimson Center Уильям Альберк.
Даже если Украина сможет построить перерабатывающие мощности, это будет риском. Надземные строительные работы на ранних стадиях будут замечены не только международными инспекторами, но и Россией. Кроме того, обладание одной или несколькими ядерными бомбами не сделает Украину сильнее по отношению к России, которая по-прежнему хорошо вооружена ядерным оружием, но поставит Украину в еще более шаткое положение.
В дополнение к техническим и стратегическим проблемам существуют серьезные политические вызовы, уточнил Ханс Кристенсен. Украина подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 30 лет назад. Помимо возвращения советского ядерного оружия, страна также обязалась отказаться от будущего ядерного вооружения и избавиться от высокообогащенного урана и оружейного плутония.
Украина обладает «научной, промышленной и сырьевой базой» для самостоятельного наращивания ядерного потенциала, считают эксперты европейского аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA)*. «Учитывая историю Украины как неотъемлемой части ядерной программы СССР, на ее территории находится девять ядерных полигонов, содержащих 42 миллиона тонн радиоактивных отходов, и несколько заброшенных баз ракетных частей. Советская Украина разрабатывала и производила ракеты, способные нести ядерные боеголовки — этот проект осуществлялся на заводе "Пивденмаш" под руководством тогдашнего директора, а впоследствии второго президента Украины Леонида Кучмы. Хотя традиционная ядерная стратегия большой державы предполагает наличие "триады" средств доставки — наземных, воздушных и морских, — Украина могла бы эффективно действовать только с одним или двумя компонентами, учитывая едва существующий флот страны. Поскольку в 2019 году США прекратили действие Договора о ядерных силах средней дальности, Украина может создавать ракеты с дальностью полета до 5500 км. Она уже работает над созданием баллистических ракет для обычных зарядов. Однако политические и экономические соображения указывают на то, что продолжение ядерного пути может оказаться нецелесообразным. Например, разработка межконтинентальной баллистической ракеты типа M51 во Франции обошлась примерно в 5 млрд евро. Израиль, гораздо меньшая страна, сталкивающаяся с аналогичной постоянной экзистенциальной угрозой со стороны менее сильных врагов, по сообщениям, тратит более 1 млрд долларов в год только на поддержку ядерного оружия. Однако опыт Израиля наглядно демонстрирует, что ядерное оружие не обеспечивает абсолютной безопасности. Кроме того, выход из Договора о нераспространении ядерного оружия может сделать Украину непопулярной и, возможно, дать ее менее приверженным западным союзникам повод для прекращения финансирования. Кроме того, создание полноценной ядерной системы потребует много времени — Леонид Кучма однажды отметил, что «полный цикл» создания ядерного оружия со средствами доставки и технологиями, позволяющими обойти современные системы противоракетной обороны, потребует минимум 10 лет в мирных условиях и при полном финансировании».
* Деятельность организации признана нежелательной на территории России
Свежие комментарии