Сегодня цифровизация систем государственного управления привлекает особое внимание в контексте развития ИИ, облачных технологий и науки о данных. Однако данный процесс осложнятся верой чиновников в исключительность правительственных систем и устаревшим подходом к интегрированию технологий. И все же британские ученые уверены, что новые вызовы вынуждают государство все больше прибегать к более современным методам цифровизации, разработанным в Силиконовой долине.
Исключительность правительственных систем
Хелен Маргетс, профессор Оксфордского института Интернета, и Патрик Данливи, ученый Лондонского университета экономики и политологии, в своей недавней
работе, посвященной цифровизации государственного управления, выделили несколько основных характеристик правительственных систем, которые до недавнего времени определяли ее «исключительность» по сравнению с методами управления бизнесом. К ним относятся:
• Объемы данных — содержание государственными реестрами больших объемов информации по всему населению.
• Инклюзивность — предоставление доступа к государственным услугам всем гражданам, в том числе тем слоям населения, чей доступ к данным услугам может быть осложнен.
• Равенство обслуживания — недискриминирующее обслуживание всех граждан и юридических лиц без сегментации населения.
• Конфиденциальность — наличие у государства конфиденциальной информации о гражданах, обеспечение безопасности которой требует дополнительных мер.
• Глубина информации — необходимость для государства более детальных данных о гражданах, например, данных об их здоровье и судимости.
• Фундаментальность информации — располагаемые государством данные необходимы для обеспечения жизни и деятельности людей, например данные о гражданстве и правонарушениях.
Длительное время данные особенности публичного администрирования определяли то, что единственными партнерами государства в сфере цифровизации были традиционные индустриальные гиганты в области вычислительной техники. Во второй половине 20-го века лишь несколько десятков таких компаний обладали достаточными ресурсами, чтобы удовлетворить растущие потребности государств, и потому они получали крупные контракты от правительства. Однако, по сравнению с современными стартапами, подобные «системные интеграторы», как их окрестили ученые, не смогли обеспечить достаточный уровень инноваций и обеспечения потребностей клиентов.
Это привело к тому, что еще десятилетие назад, как утверждают британские ученые, многие системы государственного управления в англосаксонских странах работали на устаревшем ПО. Ввиду неунифицированной структуры реестров они также не могли обеспечить как бесперебойный поток данных между правительственными ведомствами, так и свободный доступ к информации для негосударственных лиц. Ситуация не сильно отличается и в других странах, в том числе и в России, где, несмотря на лидирующие мировые позиции в сфере цифровизации государственных систем,
отмечаются аналогичные проблемы.
Восход Силиконовой долины
В свою очередь, современные ИТ-корпорации в лице Google, Amazon, Meta* и Apple предложили принципиально новый подход к организации систем управления, нежели традиционные индустриальные гиганты. «Стартапная» природа подобных организаций в условия жесткой конкуренции вынуждает их разрабатывать инновационные продукты и ориентироваться на качественный пользовательский опыт. Однако, краеугольным камнем в рамках нового подхода является основополагающая роль больших данных.
Эта особенность посягает на исключительность государственных систем управления, поскольку для разработки своих сервисов для широкой аудитории современные технологические лидеры стремятся получить как можно больше данных о как можно большем количестве людей. При этом большинство таких сервисов подразумевает использование конфиденциальной пользовательской информации и методов ее глубокой аналитики, которые могут дополнять государственную «фундаментальную информацию».
Кризисы управления и цифровизация власти
Несмотря на размытие государственного функционала корпорациями Силиконовой долины, государство длительное время не стремилось перенимать их опыт. Однако, считают британские ученые, толчком в данную сторону служат все более острые кризисы управления, с которыми современные страны вошли в 2020-е десятилетие.
Недавняя пандемия Covid-19 наглядно продемонстрировала недостатки государственных систем управления в медицинской сфере, в которой правительство не было способно оперативно анализировать новые данные и принимать решения в реальном времени. Помимо реагирования на чрезвычайные ситуации, в «стагнировавшей» системе публичной администрации накопилось значительная доля изъянов. Х.Маргетс и П.Данвили приводят в качестве примера скандал с Fujitsu, одним из основных «системных интеграторов» правительства Великобритании, который, пользуясь своим положением монополиста, с 1990-х утаивал информацию о критических ошибках предоставляемых компанией систем, которые зачастую приводили к ошибкам в финансовой отчетности правительственных ведомств.
С другой стороны, новый подход к публичному администрированию предполагает делегирование значительных полномочий технологическим стартапам, соперничающим друг с другом за правительственные контракты, а также улучшение пользовательского опыта и использование передовых технологий. Среди таких технологий авторами статьи выделяются облачные вычисления, позволяющие увеличить масштаб межведомственного обмена данными, и искусственный интеллект с его способностью анализировать и делать сложные выводы из больших объемов данных.
Ярослав Барыкин, политолог
* Корпорация Meta признана в РФ экстремистской.
Свежие комментарии