Отъезд в Европу нескольких оппозиционных деятелей в рамках крупнейшего обмена заключенными между Россией и Западом несет с собой несколько важных интриг. Как эти игроки повлияют на внутриоппозиционные расклады антисистемщиков, как изменится риторика, появятся ли новые проекты и усилится ли информационная кампания критики российских властей.
Погружение в курс дела
Многие уже обратили внимание на то, как быстро поменялась риторика и оценки наиболее заметных и медийных представителей антисистемщиков, вернувшихся из колонии. Если сразу после освобождения И.Яшин заявлял о необходимости введения режима прекращения огня в конфликте на Украине и начале переговорного процесса, то уже спустя несколько дней радикально изменил свою позицию и начал
требовать военной победы Украины в конфликте и отказа от любых компромиссов с РФ.
В.Кара-Мурза на первой пресс-конференции после освобождения поддержал идею ослабления санкционного режима и необходимости глобального пересмотра санкционного инструментария, но спустя время в интервью BBC заявил об ответственности всех россиян и, соответственно, развитии санкций против рядовых граждан: «ответственность лежит и на российском обществе, значительная часть которого предпочитает закрывать глаза на происходящее», — заявил он.
Турбулентность риторики вернувшихся антисистемщиков понятна. Они еще не знали всех условий своего освобождения, они пока не знают, на каких условиях и с какими организациями они будут сотрудничать и какую повестку будут продвигать. Эта турбулентность будет сохраняться до весны 2025 года, пока новые игроки окончательно не закрепятся за имеющимися центрами силы в оппозиционной среде, ведь пока образование нового не предвидится. До весны следующего года
Баланс сил и перераспределение ресурсов
В рамках обмена в Европе оказалось 8 антисистемщиков. Пять из них являются фигурами регионального (среднего) уровня и с высокой вероятностью либо останутся в орбите влияния своих прежних организаций и в своей повестке (Л.Чанышева, К.Фадеева, В.Останин — в ФБК), либо примкнут к каким-то проектам (А.Скочиленко, О.Орлов), либо же вовсе не захотят возвращаться к политической жизни и постепенно минимизируют свою активность.
Наиболее активные и медийные из вернувшихся — И.Яшин, В.Кара-Мурза, А.Пивоваров. Последний, вероятно, так и продолжит сотрудничать с М.Ходорковским. Кара-Мурза, судя по его первым заявлениям, вернется к лоббированию антироссийских санкций, наибольшая интрига — вокруг И.Яшина, у которого среди вернувшихся наиболее крупный медийный ресурс, а также наиболее открытые политические амбиции.
И.Яшин всегда плотно сотрудничал с ФБК. Имея давние связи с А.Навальным, Яшин часто принимал участие в информационных и политических кампаниях ФБК. Понимая бесперспективность открытого противостояния с Навальным, Яшин не бросал ему вызов, соглашаясь на роль «младшего партнера». Теперь, когда А.Навального нет в живых, а ФБК находится в очевидном управленческом кризисе, Яшин может попытаться упрочить свои позиции в оппозиционной среде. Ю.Навальная, Л.Волков и М.Певчих — это, очевидно, не политические лидеры. Вряд ли Яшин попытается осуществить рейдерский захват ФБК, для этого у него нет достаточных ресурсов и контактов с зарубежными спонсорами, однако интенции к этому наверняка будут прослеживаться.
Новые игроки и их борьба за собственную субъектность однозначно повышают конфликтогенный потенциал сообщества антисистемщиков, усложняя баланс сил. Теперь можно будет наблюдать более сложные конфликты, а также усиление имеющихся линий М.Кац-ФБК, М.Ходорковский-ФБК и других.
Информационная кампания
Вероятно, именно сейчас ведется активная фаза торга и обсуждений вокруг новых информационных проектов и условий участия в них вернувшихся антисистемщиков. Их возвращение — это не только моральная компенсация Германии за выдачу В.Красикова, как об этом пишут западные СМИ, это в том числе и рациональный расчет на усиление информационной кампании Запада внутри России за счет известных и понятных протестно настроенной аудитории спикеров.
Подтверждением этого тезиса будут новые информационные продукты с вернувшимися оппозиционерами. С активистами ФБК — на их каналах, с А.Пивоваровым — на ресурсах Ходорковского или новых спонсоров, с И.Яшиным — на его собственном канале. Как уже заявили сами вернувшиеся антисистемщики на первой пресс-конференции, они будут стремиться доказать, что их вернули не зря.
Дальнейшие индивидуальные и коллективные стратегии антисистемщиков будут зависеть от успехов этой ремобилизации, первые итоги которой можно будет зафиксировать уже в начале 2025 года.
Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры
* И. Яшин, М. Ходорковский, В.Кара-Мурза, О.Орлов, М.Кац, Л.Волков внесены в реестр иноагентов. Л.Чанышева, К.Фадеева, В.Останин, А. Навальный внесены в список террористов и экстремистов. ФБК включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России. М.Певчих внесена в реестр СМИ-иноагентов. А. Пивоваров сотрудничал с организацией признанной нежелательной на территории РФ.
Свежие комментарии