Результаты выборов в Европарламент привлекли значительное внимание российских источников, которые фокусируются на «правом повороте» — значительном прогрессе правых сил. Однако, как показывает анализ англоязычной повестки, это хоть и является важным итогом выборов, но при этом далеко не единственным, и даже не основным.
Что думают о выборах в Европарламенте в западном сегменте инфопространства — в нашем материале. Основной фокус — критика власти Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали наиболее популярные посты на тему выборов в соцсети X. Публикуемые посты сосредоточены не столько на успехах правых, сколько на поражении действующих представителей власти, олицетворяющих либеральный и глобалистский порядок. При этом, пользователи социальной сети отмечают, что это поражение является весьма существенным. Об этом свидетельствует изобилие в повестке слов «defeat» и «loss», часто сопровождаемые эпитетами «heavy», «huge» и «crushing». Макрон, фон дер Ляйен, де Кроо и Шольц названы основными «проигравшими» прошедших выборов. Также не остались без внимания сторонники зеленой повестки и представители левых течений.Хотя высказывания о тотальном поражении действующих групп власти сильно преувеличены, подобный публичный дискурс свидетельствует о кризисе либерального режима в Европе. Правые движения укрепились в сознании многих европейцев как реальная альтернатива существующему порядку, а антиэстеблишмент и национализм перестали иметь исключительно негативную окраску. В это время их лидеры, наиболее упоминаемыми из которых стали представитель «Национального объединения» Ле Пен и глава «Братьев Италии» Мелони, призваны «смести» действующую власть и прекратить политику, направленную против суверенитета европейских государств. Суверенитет, мигранты и мир — главные камни преткновения Применение инструментов тематического моделирования позволяет выявить основные причины недовольства европейских граждан статусом-кво. Помимо формальных инфоповодов о роспуске парламента во Франции и отставке премьер-министра Бельгии, одной из ключевых тем является вопрос сохранения национального суверенитета. Успех правых партий воспринимается как возрождение патриотических ценностей у европейцев и осознание гражданами необходимости более жесткого политического курса.
При этом актуализация национализма и патриотизма на фоне поражения «мягких» либералов-глобалистов не связывается с угрозой демократии и правам человека. Скорее наоборот, успехи правых партий, претендующих на продвижение истинных демократических и европейских ценностей, ассоциируются с настоящим волеизъявлением народа и избавлением от цензуры. Более конкретным требованием стал радикальный пересмотр миграционной политики. Есть надежда, что усиление правых партий приведет к сокращению миграционного потока, который стал причиной социального и экономического кризиса в Европе. Наряду с этим отмечается критика экологической повестки, которая подорвала производственный потенциал Европы и нанесла ущерб европейским фермерам. В этом контексте, двойственное положение занимает тема левых идей. С одной стороны, «левая» политика правящих групп в отношении тех же мигрантов вызывает возмущение со стороны приверженцев правого курса. С другой стороны, акцентируется внимание на относительном успехе социалистических партий в некоторых странах, особенно в Германии, что сигнализирует о потребности европейских граждан в социальной справедливости. Таким образом, атака на современный либеральный режим в Европе осуществляется не только с правого, но и с левого фронта. Отдельной темой выделяется конфликт на Украине и геополитическое противостояние с Россией. В продолжение заявлений о суверенитете, лидеры националистических движений отказываются от вмешательства Европы в глобальное столкновение между Россией и США и настаивают на скорейшем мирном урегулировании, что находит отклик у многих европейцев. Антироссийские санкции также выделяются как инструмент международной политики, применяемый скорее в интересах США, нежели Европы, которая несет основные убытки от подобных решений. Сами выборы и их результаты демонстрируют протекающие глубинные трансформационные процессы в европейских сообществах. Сейчас очевидны изменения в повестке, однако пока они не гарантируют изменения в процессе принятия политических решений. Ярослав Барыкин, политолог
Свежие комментарии