На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Боцман
    Вообще то речь идет, о высшей мере социальной защиты государства и населения от терроризма. Если надо, привести рефер...О смертной казни....
  • Людмила Лепаева
    Скоро у нас так будет а то и хужеКлопы, навоз и тр...
  • Вовладар Даров
    А здесь и агитация ненужна, В.В. Путин наш президент!Старт агитации пе...

Преодоление застоя

За спорами и дебатами, сопровождавшими драматические перемены этого года и в первую очередь – присоединение Крыма к России внимание к политике Москвы в ближнем Закавказье значительно сократилось.

Между тем еще недавно признание независимости Абхазии и Южной Осетии рассматривалось наблюдателями в качестве поворотного момента для всей отечественной дипломатии. Пойдя на этот шаг в августе 2008 года, руководство страны создало задел для принципиально нового международного позиционирования, полностью воплотившегося уже в «крымской» стратегии Владимира Путина.

Однако ситуация в двух молодых республиках, казалось бы, отошедших на второй план с началом украинских событий, все это время вовсе не была статичной. Она динамично развивалась, и в абхазском случае уже проявились результаты, которые семь лет назад могли показаться недостижимыми.

Впрочем, начало года выдалось не самым оптимистичным. Абхазию в тот момент возглавлял Александр Анкваб крайне консервативно воспринимавший любые дискуссии о кардинальном совершенствовании формата двусторонних отношений.
---
Само взаимодействие Москвы и Сухума действительно находилось в состоянии некоторого застоя: прежние проблемы не решались, новая, по-своему инновационная повестка дня так и не была определена. Республика же погружалась в тяжелый политический кризис: лишившись поддержки большинства влиятельных партий и объединений, не сумев провести хотя бы минимальную модернизацию экономики и спровоцировав целый ряд внутриэлитных расколов, Анкваб оказывался во все большей изоляции – один на один с набиравшей силу оппозицией.

При этом никаких рецептов по исправлению положения дел и налаживанию общенационального диалога его администрация не предлагала, предпочитая не замечать растущее в обществе чувство протеста и отчуждения. Существенный спад популярности президента страны поставил в непростое положение и российское руководство. Во-первых, сам Анкваб, как уже отмечалось, предпочитал довольствоваться малым и не видел необходимости в укреплении нормативно-правовой базы сотрудничества с Москвой, хотя из Кремля неоднократно поступали сигналы о важности ее расширения в непростых геополитических условиях. Во-вторых, даже если бы обсуждение таких инициатив состоялось, реакцию местной общественности и политических элит трудно было предсказать – с каждым месяцем шаткость положения абхазского лидера становилась все более очевидной, и соответствие его решений интересам и чаяниям широких масс вызывала немало вопросов.
---
Поэтому даже гипотетическое согласие Анкваба, например, на подписание нового договора с Россией не отменило бы необходимости после его ухода с высшего поста внесения в этот документ изменений и уточнений, способных удовлетворить большую часть республиканского населения.

Но конечно, самое серьезное беспокойство Москвы вызвало парадоксальное поведение властей Абхазии после начала полноценного противостояния РФ с Западом в феврале-марте. Несмотря на колоссальное внешнее давление, обрушившееся на Россию с присоединением Крыма и Севастополя, и начало полноценного дипломатического противостояния с США и Евросоюзом, официальный Сухум продолжал по большему счету «не замечать» происходившие по соседству потрясения, выстраивая межгосударственное сотрудничество на прежних принципах.

Тот факт, что с нарастанием конфронтационных тенденций вокруг своего ближайшего союзника Анкваб продолжал уходить от обсуждения темы создания единого контура безопасности, ограничиваясь ни к чему не обязывавшими декларациями и заверениями, также вызвал в Кремле с трудом скрываемое недоумение. На эгоистичность и даже некоторую циничность подобного подхода указывали и оппоненты главы республики – особенно на фоне активной деятельности правительства Южной Осетии, с энтузиазмом подставившей России плечо.

В результате неспособность команды Александра Анкваба выстроить сбалансированный внутриполитический курс вкупе с отсутствием прогресса в российско-абхазских отношениях, привели этого некогда популярного государственного деятеля к полноценному карьерному краху.

Майские выступления, спровоцировавшие отставку президента, в том числе отразили растущий в обществе запрос на углубление интеграции с Москвой и устранение ненужных барьеров на пути к созданию более эффективного союза. Конечно, у столь стремительной и внезапной смены власти были и свои негативные стороны – так, с уходом Анкваба абхазская внешнеполитическая деятельность оказалась во многом парализованной.

Противостояние стремившейся удержать позиции партии «Амцахара» и стоявшего за протестами Координационного совета политических партий и общественных организаций во главе с Раулем Хаджимбой, раскололо на две части парламент и правительство республики.

Окружение ушедшего президента, представители которого некоторое время сохраняли ключевые должности в госаппарате, предпочитало увязывать сокращение своего электората с российским давлением, якобы предпринимавшимся с целью ущемления национального суверенитета. При этом кандидат на выборах президента от «Амцахары» Аслан Бжания давал понять, что сам не против взяться за активизацию сотрудничества с Москвой, но не объяснял, каким образом это намерение согласовывалось с наличием в его штабе практически всех ближайших соратников Анкваба, долгое время тормозивших идею подписания нового интеграционного договора.
---
Хаджимба, в свою очередь, не только сумел успешно отбиться от нападок оппонентов, но и объединил вокруг себя ярко мыслящих управленцев нового поколения, настроенных на достижение конкретных результатов в краткосрочной перспективе. При этом вместе со своими партнерами он показал и стремление отстаивать государственные интересы по тем темам, которые вызывали обеспокоенность населения – например, при обсуждении вопросов добычи нефти на шельфе и налаживания транзитного железнодорожного сообщения с Арменией, на которых настаивает российская сторона. В результате образ национально ориентированных политиков, готовых, однако, к прорывному сближению с РФ, принес «хаджимбистам» уверенную победу уже в первом туре августовского голосования.

Неудивительно, что вся осень 2014 года в российско-абхазских отношениях прошла под флагом обсуждения Договора о союзничестве и интеграции – нового основополагающего документа, на годы вперед определяющего формат взаимодействия Москвы и Сухума.

Свою приверженность идее его скорейшего подписания сам Хаджимба продемонстрировал, предпочтя публичной популистской дискуссии организацию закрытых консультаций с МИД РФ и администрацией Владимира Путина, итогом которых стало появление проекта Договора в рекордно сжатые сроки.

В дальнейшем четвертый президент Абхазии достаточно эффективно модерировал парламентские дебаты собственных сторонников со скептически настроенной «Амцахарой», добившись включения в итоговый текст компромиссных формулировок. После чего малочисленные оппозиционные выступления выглядели лишенными осязаемой подноготной и продиктованными скорее эмоциями, нежели реальными «камнями преткновения».

Хаджимба в итоге доказал, что, в отличие от предшественника, он готов и способен без лишней бюрократизации добиваться конкретных результатов, и подписание Договора может быть только началом нового этапа в истории союза его страны с Россией.

Желание соответствовать этой ответственной роли абхазские руководители проявили уже в конце ноября, когда премьер-министр Беслан Бутба совершил неожиданный визит на Донбасс. Итогом его поездки стало принятие решения о начале поставок ДНР и ЛНР гуманитарной помощи – крайне щедрый жест, учитывая непростую экономическую ситуацию в самой республике.

Нельзя не отметить и ту принципиальность, которую Хаджимба и его соратники проявили непосредственно при подписании Договора, мгновенно встретившего агрессивную критику со стороны Грузии, ЕС и США. Видно, что перспектива, скажем, попасть в санкционные списки и натолкнуться на попытки усиления внешней изоляции не пугает абхазских лидеров «нового призыва».

Тем более, что дивиденды для республики будут более чем впечатляющими – усиление координации военных ведомств и правоохранительных органов, приведение таможенного законодательства в соответствие нормам Евразийского экономического союза, кардинальное повышение уровня жизни бюджетников и т.д. должны показать постсоветскому пространству, что дружба и союзнические отношения с Россией являются не просто данью уважения советским временам, а обоюдным шансом на взятие новых политических высот.

И Абхазии в этом процессе отведена роль настоящего первопроходца.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх