Кремль анонсировал прямую линию президента на 19 декабря. Как и в прошлом году, она пройдёт в формате совмещенной пресс-конференции и традиционной прямой линии. Подведение итогов года содержит несколько интриг, связанных с обновлением перечня KPI для глав регионов, представлением новых нацпроектов, реализацией соцпрограмм в рамках Года семьи и глобальной повесткой вокруг СВО.
Это оживит регионы и даст импульс работе губернаторов.
Подготовка в регионах
В преддверии одного из главных политических событий года главы проводят прямые линии на региональном уровне. Традиционный предновогодний формат приобретает новые контуры и акценты. Это обусловлено попыткой купировать текущие риски и сформировать позитивный информационный фон вокруг региона накануне прямой линии В. Путина.
В центре внимания — принятие федерального бюджета, в котором заложены помощь участникам СВО и их семьям, развитие инфраструктурных проектов, вопросы благоустройства и модернизации ЖКХ. Отдельный трек — регулирование миграционного законодательства.
Интересным представляется, как эти темы будут отрабатывать главы выборных субъектов. Так, руководители Камчатского, Пермского и Краснодарского края, Чувашской республики, Ленинградской, Калужской и Брянской областей уже пообщались с жителями в соцсетях.
Кроме того, они экспериментируют с новыми форматами взаимодействия с аудиторией: Солодов сообщил о запуске рабочего видеодневника, где он будет рассказывать о ключевых итогах 2024 года для региона. Первышов поручил проводить совещания тамбовского правительства в прямом эфире, а Костюк поддержала идею о создании чат-бота, с помощью которого жители ЕАО смогут оперативно отправить вопрос.
Потенциальные зоны риска
Прямая линия оказывает мобилизующий эффект для губернаторов. В прошлом году за две недели главе государства направили более 2 млн вопросов — по телефону, через сайт и чат-боты самых популярных соцсетей. Отбирать их будет сам президент, а это значит, что такая обширная повестка потребует от региональных администраций не только оперативных ответов о скором решении проблем, но и коррекции управленческих подходов и возможных кадровых перестановок. В противном случае они рискуют оказаться под интенсивным информационным давлением и спровоцировать активизацию работы оппозиционных игроков, имеющих ресурсы для привлечения внимания к проблемным вопросам в регионах.
Можно выделить три характерные линии рисков — социальные, внутриэлитные и внешние. К первым относятся Челябинская область, Пермский и Камчатский край с острой проблематикой ЖКХ, ко вторым — Иркутская область и Татарстан, где растет внутриэлитное напряжение из-за запрета майнинга и перехода на одноуровневую систему МСУ. В приграничье — Ростовской области и Краснодарском крае — негативным аспектом повестки выступает потенциал роста уровня тревожности на фоне комбинированных атак украинских БПЛА.
На особом контроле президента — помощь участникам спецоперации и достижение показателей по демографии — эти параметры вошли в обновлённый перечень KPI для глав субъектов.
Ожидания и прогнозы
В связи с сохранением совмещенного формата и периодом проведения прямой линии и пресс-конференции можно предположить, что количество вопросов значительно увеличат.
Месседжи и сигналы президента будут направлены как внутренним, так и внешним адресатам. Для губернаторского корпуса в центре внимания — блок с реализацией нацпроектов и соцпрограмм, закрепление приоритетов госполитики.
Возможны точечные поручения губернаторам, из регионов которых будет направлено больше всего жалоб от жителей. С точки зрения прогрева предстоящих кампаний основной интригой остается вопрос выдвижения на второй срок действующих глав: будут ли они отмечены президентом? И если да, то при каких обстоятельствах? Это во многом определит динамику и акценты начального этапа региональных кампаний.
Илья Гераскин, руководитель программы «Выборы» Центра политической конъюнктуры
Свежие комментарии