Важная вчерашняя речь госсекретаря Блинкена в Брукингском институте. Подведение итогов первого срока Байдена и заявка на будущее. Половина — понятная похвальба про экономическое поражение Китая, про успех Украины и неуспех России, про «сильное как ни один альянс в истории человечество НАТО», про «лучшее из возможных» предложение США по Газе и далее по списку «нечеловеческих достижений» самого Блинкена.
Но Блинкен заявил и то, что вполне может считаться доктриной внешней политики второго срока Байдена (ну или его избирательной кампании хотя бы).Конец «эпохи после холодной войны». И начало конкуренции великих держав по поводу того, что будет дальше. Сильное признание, потому что доминирующим нарративом Запада в последние 2 года было «вернем все взад» — в «порядок, основанный на правилах», по факту сложившихся после 1991. Отсутствие безусловного лидерства США в каждой ситуации в логике «каждой бочке затычка» — это «очень плохо» (привет Трампу). «Потому что, когда наша страна не вовлечена, вовлечен кто-то другой и этот кто-то другой продвигает свои интересы», либо просто «Образуется вакуум». Поэтому вовлечение Америки в любой мировой конфликт или проблему не просто неизбежно, но и очень правильно. Но это должно быть умным вовлечением. У самих США есть проблема ресурсов. Невозможно все решать самим на свое усмотрение — можно надорваться. Поэтому нужны союзники, партнеры и единомышленники. И дипломатия Блинкена очень много работает, чтобы переосмыслить традиционные партнерства и создать новые. Три базовых принципа: решать проблемы из позиции силы, инвестировать в свою страну, помогать партнерам. На второй позиции в этой триаде стоит отдельно остановиться. Именно поддержание экономики, инвестиции и развитие промышленного потенциала США отдельно и неоднократно в выступлении объявляется главным приоритетом внешней политики. Обычные для выступлений американских чиновников «демократии, права человека и порядки, на правилах основанные» оказываются вторичны уже даже и на уровне риторики. Цитата: «Наша работа, наша ответственность — убедиться, что мы защищаем наших работников, защищаем наши отрасли и защищаем наши сообщества». А партнеры и союзники нужны для того, чтобы защищать американских рабочих более эффективно. Буквально — «это получается лучше, когда мы контролируем не только собственный, но и 60% мирового ВВП». (Отдельный вопрос от ведущей: «А что делать с «правым поворотом в Европе», всеми этими «популистами». Ответ: не надо бояться «популистов». Кого бы не избрали, будут делать, как скажут США. Посмотрите на Италию, где «правая» Мелони делает отличную работу по укреплению Альянса. Так Госсекратарь ответил нашим поклонникам Ле Пен и «консервативного поворота»). По Китаю. Китай — раздражающий фактор по четырем причинам. Угрожает экономическому господству США. Раз. Помогает России справляться с санкциями. Два. И собирается «сделать в Азии то, что Россия сделала в Европе». Ну и последнее по порядку, но не значению — производит прекурсоры для мексиканского фентанила, «убийцы № 1» в США. Поэтому с Китаем будет борьба на всех фронтах. Основные партнеры в Азии, выполняющие роль «европейских стран» в конфликте с Россией для этой борьбы — Австралия, Н.Зеландия, Япония и Корея.
(Вопрос из зала: В Европе все ясно, а в Азии стран то больше, чем 4. Что делать с ними? Ответ: Наша политика в том, что мы купим их — прежде всего Вьетнам и Филиппины, важные с географической точки зрения для противостояния с Китаем, через инвестиции. Очень откровенно, пусть и несколько самонадеянно) Главное резюме и речи, и планов на будущее. Продолжение участия США во всех мировых конфликтах через эффективный менеджмент разнообразных формальных и неформальных партнерств альянсов, младшие участники которых будут выполнять роль непосредственно вовлеченных в противостояния операторов на своих направлениях. История про вершки и корешки, выложенная на геополитику. Источник #ГлебКузнецов
Свежие комментарии