Придя к власти в Британии в начале июля с.г., Лейбористская партия весьма претенциозно заявляла о намерении обновить внешнюю политику страны, повысить эффективность усилий королевства на международной арене. Вслед за консерваторами ею обозначалось стремление придать притязаниям Лондона на роль крупного игрока новый импульс, более действенно претворять в жизнь оставшуюся от тех же тори концепцию «глобальной Британии».
Однако по состоянию на начало октября все эти заявления и амбиции остаются во многом лишь декларациями, всё ещё обозначающими не столько действия, сколько намерения. Линия лейбористского кабинета Кира Стармера во внешней среде продолжает пребывать в режиме замедленного старта.
Общие черты внешнеполитического курса
За без малого три месяца новое британское правительство смогло наметить на международной арене лишь общие черты своего перспективного курса. Причем довольно хаотично и сегментарно, попутно «увлекаясь» крупными региональными кризисами, находящимися в центре внимания мирового сообщества. А также с явным перекосом в сторону лишь нескольких территориальных направлений.
Оценка данного периода позволяет утверждать, что абсолютную приоритетность для кабмина Стармера имеют отношения с США и ведущими странами Евросоюза. Ни о какой «глобальности» речи пока не идет. В частности, сам глава правительства успел уже трижды побывать в Соединенных Штатах. Ещё дважды он посетил Германию и столько же — Францию. В то же время у него ещё не было ни одного вояжа в крупные незападные державы. Включая и те, что традиционно имеют с Британией тесные исторические и политически связи (Индия, ЮАР, Пакистан, Нигерия и др.). До конца 2024 г. в повестке Стармера за пределами Запада значатся лишь участие в саммите Британского содружества (состоится в Самоа в конце октября) и в форуме «Группы двадцати» (пройдет в Бразилии в ноябре).
Формально «главный ответственный» за внешнюю политику кабмина, глава Форин-офис Дэвид Лэмми чрезвычайно много времени уделял ситуации на Ближнем Востоке. В числе его первых зарубежных вояжей было посещение Израиля и Палестины. В последующем он ещё несколько раз бывал в государствах региона, проявляя внимание к конфликтам между Тель-Авивом и его соседями.
Утратив в этом регионе свое прежнее влияние, Лондон старается всячески заявить о своих притязаниях на роль посредника. Ставя при этом на выстраивание связей с арабскими странами. Особый акцент в данном случае делается на контакты с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). В частности, в середине августа в Лондоне прошли переговоры Лэмми с главой саудовского МИДа Фейсалом бен Фарханом Аль Саудом. А в начале сентября глава Форин-офис посетил ОАЭ, где провел консультации с министром иностранных дел страны Абдуллой ибн Заидом Аль Нахайяном. В обоих случаях обсуждались перспективы наращивания взаимодействия. Как по тематике двусторонних отношений, так и региональным проблемам.
Куда меньшее внимание, чем их консервативные предшественники, лейбористы уделяют Украине. Говорить о том, что Киев утратил статус ключевого военно-политического контрагента Лондона на постсоветском пространстве пока преждевременно. Но взаимодействие с ним поддерживается на более низком уровне, чем прежде. Достаточно сказать, что Стармер стал первым c 2022 г. британским премьером, кто не посетил Киев вскоре после занятия кабинета на Даунинг-стрит,10. С украинским же лидером Зеленским он провел пока только две встречи — оба раза «на полях» саммитов. Сначала НАТО, а затем Европейского политического сообщества.
Кадровая неопределенность
Дополнительным фактором, замедляющим темп международных усилий кабинета Стармера, выступает явная неопределенность со сменой кадровой верхушки внешнеполитического аппарата. Уже на момент прихода к власти в июле, лейбористы обозначили намерение сменить ведущие фигуры пула ведомств, отвечающих за курс страны на мировой арене. Такова кадровая логика каждого нового правительства. По приходу на Даунинг-стрит, оно стремится обновить не только глав исполнительных ведомств, позиции которых занимают партийные назначенцы, но и круг профессиональных чиновников, ответственных за их функционирование.
Ротации должна была подвергнуться группа высокопоставленных карьерных дипломатов и кадровых разведчиков. Речь, в частности, шла о советнике по национальной безопасности Тимоти Барроу, постоянном заместителе главы Форин-офис Филиппе Бартоне, а также главе Секретной разведывательной службы (МИ-6) Ричарде Муре. Назывались даже возможные преемники некоторых из них. Например, Барроу должен был сменить командующий Королевской морской пехотой ВМС Британии, генерал Гвин Дженкинс. Но по состоянию на начало октября ни одной из этих статусных перестановок так и не состоялось.
В числе основных причин подобной статики — внутрипартийные интриги и затяжные согласования, довольно ярко характеризующие кабмин Стармера. В частности, новый премьер отказался от замены Барроу на Дженкинса. Официальным поводом стали подозрения в причастности генерала к внесудебным убийствам в Афганистане в 2010-2013 гг.
Но не менее важным оказался и внутрипартийный фактор. Барроу рассматривался в качестве возможного кандидата на ответственный пост посла Британии в США. Однако партийная верхушка лейбористов (её ведущие лица — бывший премьер-министр Тони Блэр и бывший глава его аппарата на Даунинг-стрит Джонатан Пауэлл) посчитала, что на эту позицию куда лучше подходит бывший член правительств того же Блэра и Гордона Брауна, влиятельный лейборист Питер Мандельсон. В то же время и назначение последнего пока не состоялось. В силу этого, Барроу продолжает сохранять за собой позицию советника по национальной безопасности.
Кадровая неопределенность негативно отражается на внешнеполитическом курсе королевства. Ведущие профильные специалисты находятся в откровенно «подвешенном» состоянии, не имея представления о продолжительности своего текущего статуса и карьерных перспективах. Под вопросом находится и уровень доверия к ним со стороны Даунинг-стрит. Всё это напрямую сказывается на динамизме работы курируемых данными игроками ведомств.
Неоднозначные перспективы
Перспективы внешней политики кабмина Стармера можно оценить как весьма неоднозначные. Хотя и с претензией на «глобальность», но с её весьма ограниченной реализацией. Высока вероятность того, что международный курс лейбористов, в общих чертах, сохранит свою текущую конфигурацию. В фокусе внимания Лондона будут оставаться, прежде всего, американское и европейское направления. Деятельность же на других территориальных треках будет весьма неоднородной.
Наиболее динамично обещают развиваться отношения королевства с Евросоюзом. Лондон рассчитывает на серьезную «перезагрузку» своих контактов с Брюсселем. И первый шаг в этом направлении уже сделан. На переговорах в Брюсселе в начале октября Стармер договорился с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен о запуске ежегодных саммитов Британия-ЕС. Первый из них состоится в 2025 г.
Отношения с США, которым лейбористы придают де-факто стратегическое значение, будут во многом зависеть от результатов выборов американского президента в ноябре с.г. Но даже в случае победы Камалы Харрис, представляющей традиционно близкую для лейбористской команды Демократическую партию, перспективы особого сближения между странами останутся под вопросом. Достаточно сказать, что именно демократ Джозеф Байден приостановил переговоры с Лондоном по вопросу подписания двустороннего соглашения о свободной торговле.
Британия предпримет попытку активизировать свои контакты с Китаем. Но здесь против её усилий будет играть излишняя ориентированность на позицию США. Так, в августе Лэмми объявил о своем намерении посетить КНР. Прежде всего, для активизации торгово-экономических связей. Однако в то же самое время лейбористы подтвердили свои обязательства в рамках блока AUKUS и Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD), ориентированных на сдерживание Китая. В результате поездка, первоначально планировавшая на сентябрь, пока так и не состоялась.
Куда больше шансов на развитие взаимодействия королевства с Индией. Здесь, как и на китайском треке, ключевую роль пока играет Лэмми. В конце июля он уже побывал в Нью-Дели, проведя содержательные переговоры с правительством Нарендры Моди. В их повестке значилось расширение связей по широкому кругу вопросов — от торговли и экономики, до безопасности и обороны. Причем как на двустороннем, так и многостороннем уровне (в частности, в формате QUAD). И, надо полагать, усилия нового главы Форин-офис в последующем получат на индийском треке закрепление.
Максим Минаев, кандидат политических наук, начальник Отдела внешнеполитических исследований Центра политической конъюнктуры
Свежие комментарии