Про инструментализацию роли жертвы много написано.
В психологии отметим «драматический треугольник» Карпмана с бесконечными «Томом и Джерри», где пульку расписывают на троих — Жертва, Преследователь и Спасатель. В философии — Рене Жирар с «инверсией жертвы» в христианстве. (несколько тысяч лет быть жертвой — «козлом отпущения» — было некруто, а потом стало сверхкруто).
В социологии безусловно главное — труды Кэмбелла и Мэннинга (К\М) по «культуре жертвы» и превращению роли жертвы в «товар» — предмет экономического обмена.
Что создает жертву у К\М?
Публичность. Жертвы стремятся привлечь внимание к своим страданиям через соцсети и медиа. Что позволяет мобилизовать поддержку и оказать давление на обидчиков.
Моральное превосходство. Жертва права потому, что она жертва. Сам статус жертвы становится сверхценным, так как он дает превосходство и право требовать блага.
Зависимость от третьих сторон. Жертва подчеркнуто уходит от самостоятельности, формируя вокруг себя коалицию …
Свежие комментарии