На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Боцман
    Вообще то речь идет, о высшей мере социальной защиты государства и населения от терроризма. Если надо, привести рефер...О смертной казни....
  • Людмила Лепаева
    Скоро у нас так будет а то и хужеКлопы, навоз и тр...
  • Вовладар Даров
    А здесь и агитация ненужна, В.В. Путин наш президент!Старт агитации пе...

Ожидание российско-грузинского прорыва

Уходящий 2014 год во многом был связан с Грузией. Летом там прошли местные выборы, что формально укрепило власть правящей коалиции «Грузинская мечта».

Но проявился и тревожный фактор в виде существенного снижения активности избирателей (в первом туре выборов приняло участие 43% избирателей, а во втором – всего 36%). Это отражает некоторую усталость со стороны населения по отношению к избирательному процессу, а также общее снижение доверия к нынешней власти.

Тогда, как и ожидалось, основная борьба развернулась между правящей коалицией «Грузинская мечта» и оппозиционной партией «Единое национальной движение». В результате правящая коалиция провела своих кандидатов в мэры Тбилиси и других крупных городов (всего такие выборы проводились в 12 городах), а также получила большинство мест в 66 из 71 избирательного округа в муниципальных собраниях (сакребуло) страны.

Хуже ситуация наблюдалась при выборах по партийным спискам: «Грузинскую мечту» поддержали 51% избирателей, что на 11% было меньше полученных кандидатом в президенты от коалиции на президентских выборах 2013 г. При этом «Единое национальное движение» сохранило в стране свое влияние: его поддержали 25% избирателей.

Следующее важное политическое событие произошло в начале ноября, когда в республике разразился политический кризис, обусловленный отставками министра обороны Ираклия Аласания, государственного министра по вопросам евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили и министра иностранных дел Майи Панджикидзе, а также всех ее заместителей и более десятка послов Грузии в зарубежных дипломатических миссиях. Как следствие, из правящей коалиции «Грузинская мечта» вышли представители партии «Свободные демократы». Во многом правящую коалицию удалось сохранить за счет прозападной, ранее связанной с «Единым национальным движением» Республиканской партии.

Указанные события подтвердили наличие в Грузии существенной внутренней нестабильности. Такая ситуация усугубляется за счет межэтнического противостояния и растущего влияния радикального ислама в ряде регионов страны на фоне территориальных проблем с Абхазией и Южной Осетией и постоянных внешних заимствований. В таких условиях возможно возвращение во власть «Единого национального движения» в составе новой правящей коалиции.

С другой стороны, грузинская общественная организация Институт Евразии в период 10-17 ноября 2014 г. провела как в Восточной, так и Западной Грузии социологический опрос об отношении к НАТО и США. Всего методом случайного отбора в него было вовлечено 1718 чел. Итоги обработки результатов опроса показали, что 28% грузин считает НАТО агрессивным военно-политическим альянсом. По мнению 66% респондентов этот альянс недостаточно помогает Грузии, а 52% считают, что цели и интересы США и НАТО не совпадают с грузинскими национальными интересами. Против размещения на территории Грузии баз НАТО высказались 55% респондентов. Большинство населения (62%) негативно относятся к выполнению Грузией своих обязательств по отправке воинских контингентов в зоны военных операций США и НАТО. В качестве союзника США видят только 29% респондентов.

Указанные результаты были представлены в СМИ. У журналистов эта тема вызвала серьезный интерес, но на публикацию их материалов был наложен жесткий запрет. И это выявило еще одну проблему Грузии: практически все ее телевизионные каналы полностью контролируются прозападными силами, как на общенациональном, так и во многом на региональном уровне. Все они получают гранты из западных источников и работают не на правящую коалицию, а на оппозиционное «Единое национальное движение». Аналогичное наблюдается и по отношению к большинству интернет-сайтов и информационных агентств, радио и печатных СМИ. В условиях украинского кризиса это позволяет показывать Россию на территории Грузии исключительно в отрицательном качестве.

В таких условиях политическая партия «Грузинская мечта» неизбежно проиграет. Изменить эту ситуацию еще возможно, но для этого в Тбилиси должны существенно улучшить свое отношение к Москве. Конечно, в этом случае «Грузинская мечта» рискует потерять своего попутчика - Республиканскую партию и покровительство со стороны Вашингтона. Но что ей последнее реально дает? Только возможность и дальше погружаться в болото западных кредитов. Так, в 2013 г. из Грузии были экспортированы товары на 2,6 млрд долл., в то время как на импорт приходилось 7,1 млрд долл. На протяжении последних несколько лет отрицательный торговый баланс Грузии становился все более значительным. В 2009 г. он составлял 3,0 млрд долл., а в 2013 – 4,4 млрд. долл., что в первую очередь говорит о неконкурентоспособности экспортных отраслей национальной экономики.

При этом экономическое взаимодействие Тбилиси со странами постсоветского пространства развивалось достаточно успешно. В частности, торговый оборот Грузии с этими государствами в 2013 г. составил 3,4 млрд долл. (экспорт – 1,5 млрд долл., импорт – 1,9 млрд долл.). Только за предыдущий год экспорт грузинских товаров вырос на 29% ввиду частичного восстановления торговых связей с РФ. Именно по этому пути и нужно двигаться дальше, что полностью отвечает национальным интересам и поддерживается большинством грузинского общества.

В Грузии все более ощущается необходимость качественного улучшения российско-грузинских отношений, но сохраняются опасения, что в перспективе Москва пойдет на присоединение к собственной территории Абхазии и Южной Осетии. Для устранения ненужной напряженности по этому вопросу нужна встреча на высшем уровне.

Однако следует учитывать, что формально главой Грузии является президент Георгий Маргвелашвили, но он не пользуется в республике значительным авторитетом. После реализованной конституционной реформы большие права получил премьер-министр Грузии (ныне – Ираклий Гарибашвили), но он слишком молод и зависим от Бидзина Иванишвили. В таких условиях нужны встречи как на высшем уровне (с грузинской стороны – президент или премьер-министр), так и неформальная встреча Владимира Путина с Бидзина Иванишвили.

При этом Россия должна дать четкие гарантии, что не будет присоединять Абхазию и Южную Осетию, а Грузия даст согласие на воссоединение железных дорог по территории Абхазии и предпримет реальные действия по ликвидации информационной блокады в отношении Москвы. Возможно, что это программа-максимум, учитывая жесткое блокирование подобной деятельности со стороны Вашингтона.

Владимир Евсеев специально для «Актуальных комментариев»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх