Тренд на ужесточение законодательства в сфере противодействия иностранному вмешательству будет сохраняться. Принятый на днях закон о специальных счетах для зачисления доходов иноагентов отражает общемировые тенденции. Государства по всему миру «ощетиниваются» и ищут доступные им способы реагирования на быстрые социальные, технологические и культурные изменения последних двух десятилетий, которые обострили чувствительность к попыткам
вмешательства.
Можно прогнозировать, что дальнейшие решения в этой сфере так или иначе будут затрагивать пять значимых направлений.
1. Контроль над финансовыми потоками
Перекрытие каналов финансирования достаточно широкого спектра действий и практик, которые государства рассматривают в качестве попыток вмешательства, останется одним из приоритетов. К примерам действий на этом направлении можно отнести и ограничение ресурсов иноагентов в России, и расследования Управлением по защите суверенитета Венгрии схем поддержки из-за рубежа политических проектов в
стране.
2. Регулирование политической рекламы в социальных сетях
Выборы в Румынии и последовавшее за ними разбирательство Еврокомиссии в отношении TikTok отражает общую обеспокоенность скрытыми алгоритмами продвижения политической информации, особенно в период избирательных кампаний. Борьба государств и цифровых платформ в этой сфере только начинается. Следует ожидать новых расследований, новых инициатив по регулированию и расширения объектов контроля (например, цифровых игровых платформ).
3. Управление рисками использования технологий искусственного интеллекта
Технологии ИИ устойчиво воспринимаются как потенциальный источник новых угроз в сфере защиты суверенитета: от использования дипфейков до производства таргетированного контента и его распространения среди уязвимых аудиторий. Распространение ИИ в различных областях повлечет за собой внедрение новых механизмов контроля и защиты.
4. Защита исследований и системы образования
Всё больше государств рассматривают в качестве одного из приоритетов системную защиту университетов и исследовательских институтов от иностранного вмешательства. Речь идет как о недопущении утечек новых технологий и разработок, так и о купировании враждебных нарративов в гуманитарных дисциплинах. Так, в США с возвращением Трампа, при котором в 2018 году была запущена жесткая кампания против китайских «Институтов Конфуция», актуализируется тема противодействия предполагаемому вмешательству со стороны Китая с акцентом на культурной и научной среде.
5. Криминализация попыток вмешательства
Выделение иностранного вмешательства в отдельный состав преступлений рассматривается в качестве одной из действенных мер защиты. Вслед за Великобританией, которая ввела уголовную ответственность за иностранное вмешательство в 2023 году, новые связанные с вмешательством составы преступлений появились в Канаде и обсуждаются в Новой Зеландии. В ближайшие несколько лет вероятно дальнейшее распространение тренда на криминализацию попыток вмешательства на все большее число государств.
Даниил Пареньков, руководитель программы «Глобальная политика» Центра политической конъюнктуры
Свежие комментарии