«Актуальные комментарии» попросили прокомментировать результаты опроса ВЦИОМ политолога, президента Фонда «Петербургская политика», известного футбольного болельщика Михаила Виноградова.
— У популярности футбола есть несколько измерений.
Первое — собственно боление за профессиональный футбол. Здесь действительно можно говорить о проклятии чемпионата мира 2018 года: после него интерес к футболу стал падать.
Причин для этого пять.
1. По масштабу шоу трудно превзойти чемпионат мира. Да и вообще мировые первенства — это во многом выставочный футбол, отличающийся от обыденного.
2. Борьба с болельщиками через Fan ID, вследствие чего закончились яркие перфомансы на трибунах, добавлявшие яркости даже заурядным матчам.
3. Исчезновение с мировой футбольной карты сборной России по футболу. Все-таки немалое число зрителей обнаруживали себя болельщиками в момент ее значимых матчах, идя за общим трендом, а в остальное время футболом не интересовались.
4. Снижение конкуренции в национальном чемпионате: европейских игроков осталось крайне мало, надежды российских спортсменов проявлять себя в надежде попасть в европейские топ-клубы довольно призрачны (хотя и ненулевые), а чемпион не меняется уже шесть лет.
5. Исключение российских клубов из еврокубков.
Второе — конкуренция с другими развлечениями: от медиа-футбола и киберспорта до массы других видов досуга. Ее профессиональный спорт с трудом выдерживает во всем мире. Кроме того, есть старая фраза психологов о том, что футбол заменяет мужчинам войну. Тут тоже не все просто.
Третье — собственное участие в футбольных матчах. Детские секции крайне популярны, родители готовы платить за них. Да и немало взрослых любителей, просто собирающихся поиграть перед рабочим днем и в выходные и оплачивающих аренду поля. Здесь провала в популярности нет.
Политически необходимости раскручивать популярность футбола нет. Футбол притягателен тем, что дает пиковые эмоции, которых часто не хватает в жизни (в том числе в политической) — и эйфории, и фиаско. Раскручивать его для отвлечения масс от «классовой борьбы» тоже нет необходимости — массы апатичны и к общественным идеалам пока равнодушны (возможно, временно). А вот программа-минимум — не мешать популярности — могла бы быть выполнима. Но для этого власть должна уметь признавать свои ошибки — как с хождением по граблям Fan ID. Но традиции такого признания в России пока не сложилось.
Михаил Виноградов, политолог
Свежие комментарии