На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Актуальные комментарии

11 729 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вера Роднова
    Достали уже с этим Трампом всех до ужаса, Сами говорят,что нам всеравно кто президент США тем не менее все каналы с п...Избрание Трампа с...
  • александр муравьев
    За счёт диаспор пускай организовывают обучение. А то на подкуп чиновников у них денег полно. Россия и так тратит на н...Незнание языка — ...
  • Афонин Андрей
    Госдума всё сделала правильно! Почему мы должны думать о детях гастарбайтеров, а не о своих?  Учителя не могут вести ...Незнание языка — ...

Двоякий успех

Выборы в нижнюю палату (Национальный совет) парламента Австрии зафиксировали по-настоящему исторический результат. Победу на них одержала оппозиционная Австрийская партия свободы (АПС), возглавляемая Гербертом Киклем. Для партии этот триумф стал первым с момента её создания в 1956 г. В борьбе за лидерство она обошла безраздельного гегемона политической жизни республики последних лет — правоцентристскую Австрийскую народную партию (АНП).

Ограниченная победа

В содержательном плане электоральный успех АПС можно трактовать двояко. С одной стороны, он оказался своего рода ограниченной победой. За партию проголосовало 29,2% избирателей. Это обеспечило ей 58 депутатских мандатов. Для достижения же парламентского большинства необходимо получить 92 места. Завоеванных в Национальном совете кресел достаточно, чтобы сформировать крупнейшую фракцию. Но их явно не хватает не только для единоличного формирования нового кабинета министров, но даже для того, чтобы быть ведущей силой в ходе предстоящих переговоров по созданию правящей коалиции.

Превосходство партии Кикля над оппонентами по результатам кампании оказалось минимальным. В пользу АНП, занявшей вторую строчку, высказалось 26,5% австрийцев. Это обеспечило ей 52 мандата, лишь на шесть меньше, чем у АПС. Третьей к финишу пришла Социал-демократическая партия Австрии (СДПА). Её результат — 21% и 41 место в Национальном совете. Четвёртое место у партии «NEOS — Новая Австрия и Либеральный форум». Её поддержали 9% избирателей, что обеспечило 17 мандатов. На пятой строчке оказалась партия «Зелёные — Зелёная альтернатива», вместе с АНП составлявшая до выборов правящую коалицию. За неё проголосовало только 8% австрийцев, что дало партии 15 кресел в парламенте.

Возможности для проигравших

Расстановка сил, сложившаяся по итогам голосования, позволяет оппонентам АПС без особых затруднений не допустить её к участию в процессе создания нового правительства. Более того, у АНП, несмотря на поражение, есть хорошие шансы на то, чтобы сохранить за собой статус ведущего игрока будущего правящего альянса. Пока наиболее вероятным представляется складывание коалиции между АНП и СДПА.

«Народникам», которых на выборах вел действующий федеральный канцлер Карл Нехаммер, возможно придется отдать для этого социал-демократам часть статусных министерских портфелей. Например, министра иностранных дел и главы МВД. Но удержание власти в данном случае важнее. Тем более, что СДПА, в силу набранного числа голосов, не в состоянии самостоятельно оформить новый правящий блок. Объединение с NEOS и «Зелёными» ей ничего не даст. Мандатов, полученных данными партиями, для достижения большинства под главенством социалистов явно недостаточно. Будущая правящая коалиция невозможна без участия в ней АНП.

В пользу потенциального союза между АНП и СДПА говорит тот факт, что данные партии имеют сравнительно недавний опыт подобного взаимодействия друг с другом — по аналогии с практикой «больших коалиций» в ФРГ. Так, социалисты и «народники» работали вместе без малого десять лет, в период с 2007 по 2017 г. Пост федерального канцлера при этом последовательно занимали лидеры социал-демократов — Альфред Гузенбауэр, Вернер Файман и Кристиан Керн.

Разрыв между бывшими союзниками

Интрига ситуации с формированием будущего правительства Австрии связана с тем, что куда более «органичным», чем СДПА, партнёром АНП для правящей коалиции исторически выступала именно АПС. Обе партии отличала близость идейно-политических взглядов, воплощенная в сходстве партийных платформ, естественном для игроков, находящихся на правом фланге австрийского политического поля. Показательно, что первый кабмин молодого канцлера Себастьяна Курца, действовавший в 2017-2019 гг., был создан именно «народниками» и Партией свободы. Но с 2020 г. между данными партийными игроками наметился явный разрыв. И теперь вероятность нового альянса между ними предельно мала.

Камнем преткновения между АНП и АПС стала разница во взглядах на внешнюю и оборонную политику, а также в походах к построению отношений с Россией. Если верхушка «народников» с 2022 г. решила консолидироваться с общей позицией Евросоюза и резко оборвать свои прежние доверительные контакты с Москвой, то АПС заняла принципиально иную позицию. Руководство партии последовательно выступает резко против как сворачивания связей с РФ, так и поддержки курса ЕС в отношении Украины.

По сути, в наст. вр. АПС — единственная политическая сила в странах Евросоюза, которая не только на словах, но и на деле ратует за поддержание конструктивного диалога с Россией. И именно эта позиция делает партию Кикля фактически «нерукопожатной» в политических реалиях Австрии. К ней всё более явно применяется техника негласной «сегрегации», по аналогии с той, что используется политическими элитами против партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в ФРГ. Такая ситуация играет против возможного участия АПС в будущем кабмине.

Начало политического восхождения

Однако текущий триумф Партии свободы можно трактовать и в принципиально ином ракурсе. В контексте австрийской политической традиции, он может оказаться первым шагом на пути к восхождению партии на политический Олимп страны. До сегодняшнего дня АПС ни разу не поднималась на первое место по итогам выборов в парламент. Да, она практически всегда была представлена в когорте ведущих партийных сил Австрии. Но традиционно занимаемые ею места — третье и четвёртое.

Ворваться в состав лидерского дуэта и занять вторую строчку, пусть и с рядом оговорок, партии удалось лишь однажды — на выборах в 1999 г. Тогда Партия свободы, возглавляемая харизматичным Йоргом Хайдером, добилась поддержки 26,91% избирателей, что обеспечило 52 мандата. Это позволило ей разделить второе место с АНП, которая набрала столько же голосов, конвертировавшееся в аналогичное же число депутатских кресел. Повторить это достижение АПС с тех пор не удавалось.

Текущая победа Партии свободы имеет, прежде всего, прецедентный и психологический эффект. Во-первых, официально вводит её в число игроков, способных бороться за первенство в парламенте. Претензии АПС на лидерство обрели теперь реальные очертания. Во-вторых, у избирателей начинает складываться устойчивое представление, что партия перестала выступать в роли регулярного «младшего партнёра» АНП. Которого «народники» привлекают к формированию правительства «по ситуации». Теперь АПС — самостоятельный игрок, способный влиять на баланс сил в масштабах страны. И подобное восприятие партии может благоприятно сказаться на показателях её поддержки населением уже на следующих выборах.

В определенном смысле новый статус АПС закрепляет и набранное ею число голосов. Безоговорочные победы одной из австрийских партий, когда она получала поддержку порядка 50% избирателей, остались в реалиях 1970-1980-х гг. Текущие результаты говорят о том, что партия-победитель может рассчитывать, максимум, на 37-42% голосов, которые обеспечивают 70-80 депутатских кресел. Так, на выборах 2019 г. АНП, ведомая Курцем, набрала 37,5%, получив в парламенте 71 место. В подобном контексте результат АПС выглядит достаточно убедительно.

Персональное измерение успеха

Основной слагаемой политической силы Партии свободы является её лидерский потенциал. Со второй половины 1980-х гг. в распоряжении руководства АПС неизменно находились политики-харизматики, игравшие решающую роль в укреплении доверия к ней со стороны избирателей. С 1986 г. по начало 2000-х гг. главным лицом партии выступал Хайдер. В середине 2000-х гг. на смену ему пришёл Хайнц-Кристиан Штрахе, возглавлявший АПС до 2019 г. В 2021 г. новой главной фигурой АПС, после затяжной внутрипартийной борьбы, стал Кикль. И именно его личные усилия и энергия сыграли едва ли не решающую роль в том, что Партия свободы смогла победить на парламентских выборах.

Кикль — крупная фигура в рядах АПС. Он — партийный политтехнолог и стратег с опытом работы в федеральном правительстве. Со второй половины 1990-х по начало 2000-х гг. работал в партийной академии АПС, где занимался вопросами организации избирательных кампаний. В начале 2000-х гг. Кикль был в составе команды Хайдера, отвечая за подготовку его речей и выступлений. С 2005 по 2018 гг. координировал деятельность партийного аппарата АПС, занимая пост её генерального секретаря. Также руководил партийной газетой Neue Freie Zeitung. В 2017 — 2019 гг. входил в состав кабмина Курца, занимая в нём важный пост министра внутренних дел.

Значимость фигуры Кикля не стоит недооценивать. В современной немецкой политике (не только в Австрии, но и в ФРГ) наличие сильного лидера — одна из важных слагаемых успеха. Так, победа АдГ на земельных выборах в Тюрингии стала не в последнюю очередь возможной благодаря фигуре главы её местного отделения Бьорна Хёке. В свою очередь, на выборах в Бранденбурге «Альтернативу» вёл куда менее заметный Ханс-Кристоф Берндт. И это также сказалось на партийном результате, но уже со знаком «минус». Вопреки соцопросам и прогнозам экспертов, партия заняла в этой земле ФРГ лишь вторую строчку. Наличие во главе АПС Кикля — своеобразная гарантия того, что и в ходе будущих электоральных циклов Партия свободы сможет оставаться в числе ведущих политических сил Австрии.

Максим Минаев, кандидат политических наук, начальник Отдела внешнеполитических исследований Центра политической конъюнктуры

#МаксимМинаев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх