Ушедший из жизни в ночь с пятницы на субботу Умберто Эко – один из тех двух писателей, с которыми в России в первую очередь связано понятие «постмодернизм» (вторым, что характерно для нашей ситуации, является Борхес: он к постмодерну не имеет никакого отношения). Именно «Имя розы» научило наших людей, едва-едва начавших знакомиться с современным европейским интеллектуальным контекстом, тому, что книги бывают «сложными» и «интересными» одновременно; что они могут рассказывать о непонятном (об Аристотеле, архитектуре, о вопросах веры) и быть при том увлекательными, как обычный детектив.
Именно с «Именем розы» в наше широкое культурное пространство вошло представление об искусстве как интеллектуальной игре. Именно «Имя розы» показало нашему человеку удушающую надуманность культурных иерархий; именно эта книга научила его тому фантастическому смешению культурных модусов и контекстов, которое является наиболее притягательной, наиболее обаятельной характерной чертой ситуации …
Свежие комментарии