На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Актуальные комментарии

11 730 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Я удивляюсь,как это США не догодались в Прибалтику подсылать негров и индейцев в качестве их "Президентов"!Гражданин Маск ка...
  • Eduard
    Теперь мир будит присылатт советы кому кто нравится?Охренеть куда скатились!Гражданин Маск ка...
  • Eduard
    А вообще эта шпана из Прибалтики всех достала своим "длиным носом"!Гражданин Маск ка...

Новый виток эскалации

Конфликтная линия «Россия-Запад» в последние месяцы обостряется все сильнее, стороны находятся на пороге нового витка эскалации, формулируя дополнительные «красные линии» и обозначая потенциальные последствия тех или иных действий оппонента. Проблема заключается в том, что каждая из сторон приближается к постепенному исчерпанию неядерного арсенала угроз, что может привести как к новой разрядке, так и переходу точки бифуркации.

Исчерпание арсенала

И у России, и у Запада остается не так много ресурсов для повышения ставок в текущем конфликте. Страны НАТО практически исчерпали арсенал вооружений, который может быть поставлен на Украину. Ожидаемые Киевом до конца лета истребители F-16 — это едва ли не последняя надежда на game changer в конфликте, однако,

по оценкам, в том числе западных официальных лиц, и эти поставки не в состоянии перевернуть ход боевых действий.

Кроме того, эксплуатация истребителей на территории Украины — крайне затруднительный процесс, самолеты могут быть уничтожены дальнобойными ракетами ВС РФ, так и не взлетев в воздух. Именно с этим связано то, что США объявили о

приоритете в поставках систем и ракет ПВО Украине.

Киев неоднократно запрашивал у США передовые разработки, а также ракеты повышенной дальности, однако в последние месяцы появились сообщения о

снижении эффективности уже поставленных боеприпасов, российская сторона все эффективнее борется с западным вооружением. Поэтому поставки передовых технологий на Украину привели бы к тому, что и их эффективность снизится, на что США вряд ли пойдут.

Санкционные ограничения против России хоть и являются болезненными, что признается и российскими властями, однако вряд ли способны радикально изменить политику Москвы. Кроме того, каждый новый пакет санкций приводит к новым противоречиям и конфликтам внутри проукраинской коалиции. Прогресс в вопросах использования доходов от замороженных на Западе российских активов, вероятно, является максимумом, на что готов Запад в краткосрочной перспективе. Даже это решение далось непросто, были использованы юридические ухищрения и сомнительные механизмы.

Арсенал ответных действий России в силу несопоставимости экономик с самого начала был незначительным. Москва концентрировалась на минимизации негативных последствий от введения западных санкций, а не на разработке ответных мер, которые бы явно навредили оппонентам.

Наиболее громкой из недавно анонсированных ответных мер могут стать поставки российского вооружения в третьи страны, которые негативно настроены в отношении членов проукраинской коалиции, снабжающих Киев оружием. «И мы так же можем сказать: мы поставили кому-нибудь что-нибудь, и дальше мы ничего не контролируем, и пускай они думают на эту тему», — заявил В.Путин во время визита во Вьетнам.

Также российские власти обещали зеркальные ответные меры в отношении иностранных активов в случае выделения помощи Украине из российских замороженных средств, что, вероятно, может быть озвучено в ближайшее время.

Общий же тренд — пространство для взаимных атак и ударов в линии противостояния «Россия-Запад» с использованием конвенционального инструментария сокращается, что вынудит стороны конфликта переходить к гибридным угрозам.

Серая зона

Атаки в политической, экономической и правовой плоскостях воспринимаются сторонами как чувствительные, но допустимыми и «нормальными» в условиях общей конфронтации. Однако в ближайшее время обостряются угрозы гибридных или серых атак, которые неминуемо будут провоцировать значительно большее раздражение сторон.

Вмешательство. Тема иностранного вмешательства продолжает оставаться заметной в повестках обеих сторон. Ежемесячный мониторинг ЦПК подтверждает тот факт, что страны работают над механизмами минимизации этих рисков. В преддверии выборов президента США, европейских парламентских выборов (Великобритания, Франция и др.), а также следующих парламентских выборов в России тема вмешательства получит новый импульс.

Кибератаки. Наличие возможности совершить кибератаку анонимно повышает риски того, что кто-то из игроков может обратиться к подобному инструментарию. По косвенным признакам можно понять, что стороны воспринимают данную угрозу как реальную. Например, Й.Столтенберг заявил, что в случае массированной кибератаки на страну-члена Альянса может быть задействована 5-я статья устава НАТО. Российские официальные лица также неоднократно указывали на последствия попыток кибератак на российскую информационную инфраструктуру. Несмотря на взаимные предупреждения, угрозы остаются высокими. 

Геополитическое выдавливание. Стороны конфликта могут активизировать свое противостояние в борьбе за регионы. Уже очевидно, что борьба за Африку — в самом разгаре, и у нее есть первые проигравшие — Франция. Намечается активизация противостояния в Азии. В будущем могут быть задействованы и другие регионы мира.

Зоны риска

В условиях текущего уровня эскалации, а также на фоне угроз дальнейшего обострения конфликта растут риски галопирующего роста напряженности из-за неконтролируемых последствий следующих инцидентов:

Неядерное столкновение. Это могут быть атаки стран-членов НАТО по российским ракетам в украинском воздушном пространстве, отклонение российских ракет от цели из-за действий украинских систем ПВО с падением на территории третьей страны, непреднамеренные атаки по воздушным объектам друг друга, случайные столкновения воздушных объектов.

Выход вопроса поставок вооружений из-под контроля. Власти Украины могут намеренно спровоцировать обострение кризиса, использовав западное вооружение либо по гражданским объектам, либо по объектам, входящим в структуру раннего предупреждения (такие инциденты уже были).

Ядерная провокация. Наиболее чувствительной точкой в данном вопросе продолжает оставаться ЗАЭС, однако существуют и другие факторы риска: поставки на Украину F-16, которые могут выступать носителями соответствующего вооружения, попытки ВСУ атаковать ядерные объекты на территории РФ, дальнейшая эскалация в действиях лидеров западных стран.

Важным фреймовым событием ближайших дней должен стать саммит НАТО в Вашингтоне, который пройдет с 9 по 11 июля. Альянс обновится не только кадрово, но, вероятно, и содержательно. От новых оценок и позиций может зависеть динамика нависающих угроз.

Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

#МихаилКарягин

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх