На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Боцман
    Вообще то речь идет, о высшей мере социальной защиты государства и населения от терроризма. Если надо, привести рефер...О смертной казни....
  • Людмила Лепаева
    Скоро у нас так будет а то и хужеКлопы, навоз и тр...
  • Вовладар Даров
    А здесь и агитация ненужна, В.В. Путин наш президент!Старт агитации пе...

Власть и бизнес против коррупции

«Власть и бизнес против коррупции» — на конференцию под таким громким девизом 10 декабря соберутся участники контрактной системы Москвы.

В преддверии этого большого мероприятия представители городских властей и предпринимательского сообщества подвели предварительные итоги работы контрактной системы в Москве и отметили болевые точки госзаказа, над которыми еще предстоит работать. Так, 20 ноября на площадке ТАСС состоялся круглый стол на тему «Закупки: как разрушить недоверие к системе».

На сегодняшний день во всем мире система государственных закупок считается одной из самых коррумпированных сфер. По оценке Transparency International, убытки от взяток и коррупции в мире составляют около 400 млрд долларов ежегодно. Несмотря на внушительный размер называемых цифр, для сознания обычного человека они остаются абстрактными, как и само понятие «коррупция», пока плоды «ее трудов» не проявят себя самым неожиданным образом.

В части городского хозяйства это могут быть и постоянно ломающиеся домофоны, и небрежно уложенный во дворах асфальт, который каждый год перекладывают с тем же результатом, или простаивающее сложное оборудование, которым никто не обучен пользоваться. Примеров может быть много как в части экономии на качестве, так и в части выбора неуместно дорогих товаров при явном отсутствии других, более важных для города вещей.

Чтобы исключить возможность злоупотреблений, предотвратить неэффективные траты бюджетных средств, законодательством разработан целый комплекс мер.

С 1 января 2014 года в РФ вступили в силу основные положения Федерального закона №44 о контрактной системе в сфере госзакупок. Предусмотренная законом контрактная система была внедрена в пяти пилотных регионах, в том числе и в Москве. И уже есть результаты. Столичные власти с начала 2014 года сэкономили 23 млн рублей только на этапе определения поставщика.

 «Внедрение принципов контрактной системы и жесткий контроль на всех стадиях закупочного процесса позволили обеспечить высокий уровень эффективности проводимых закупок — экономия по всем этапам закупочного цикла составила 30,2 процента», — рассказал директор Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дёгтев. Выступая в ходе круглого стола, он отметил, что рост уровня экономии по сравнению с итогами первого полугодия произошел на 4,2 процента.

«Система показала свою эффективность. На рынок госзакупок получили возможность выйти новые компании-поставщики. Наметилась тенденция по сокращению доли закупок у единственного поставщика с 21 до 12,7 процента. Это хороший сигнал бизнесу, который должен среагировать на открытость рынка», — сказал Геннадий Дёгтев.

Жизнь заказчика в то же время усложнилась, появились новые требования к проведению закупки. По новому законодательству заказчик должен полностью планировать все этапы закупки. Как правило, план составляется на 3 года, по нему выстраивается график закупок на каждый год, также делается обоснование необходимости каждой закупки. Если объем приобретаемых товаров и услуг больше 100 млн рублей в год, то такому представителю города приходится создавать у себя специальную контрактную службу. Заказчику приходится вникать во многие детали — правильно определять начальную цену закупаемого товара, рассчитывать максимальную цену на основе анализа рыночных цен и стоимость контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

И на всех этапах за ним наблюдают контролирующие структуры. «По новому 44 ФЗ мы контролируем всю совокупность действий заказчика от замысла в осуществлении той или иной закупки до приемки товара работ и услуг. Это позволяет исключить избыточную маржу и коррупционную составляющую», — рассказал начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков. Он считает, что повышение качества планирования, определение объективной цены и четкое исполнение контрактных обязательств позволят сузить пространство для коррупционных проявлений. Главное контрольное управление работает над созданием системы контроля на всех уровнях бюджета города Москвы. «Создание в наших московских органах власти аналогичных органов контроля, которые бы совместно с нами контролировали свою подведомственную сеть, обеспечит всеобъемлющий контроль и повысит работу контрактной системы. Надеемся на обратный месседж от бизнеса, насколько эти действия дают результат и повышают прозрачность системы закупок. Есть ли понимание, что ответственность за нарушение законодательства неотвратима», — отметил Евгений Данчиков.

Контроль, безусловно, необходим. Но похоже, что в погоне за деталями и отчетами система перегружается. Уже даже в контрольном управлении понимают, что некоторые требования к заказчику избыточны. По сведениям Евгения Данчикова, количество согласований у единственного поставщика выросло с 300 в прошлом году до 4 тысяч в 2014 году, основной объем согласований приходится на небольшие закупки до 3 млн рублей. Стоит ли тратить столько усилий на оформление покупки банальных карандашей, в то время как серьезные закупки, которые оказывают влияние на экономику города, остаются без должного внимания.

Есть и еще одна проблема. Иногда в погоне за деталями «с водой выплескивают и ребенка». Требования к заказчику подстегивают в свою очередь и его предъявлять длинные списки условий к исполнителю. В этой гонке сам объект закупки зачастую теряется среди побочных, сопутствующих товаров. Вот один из примеров, который привел руководитель УФАС Москвы Рачик Петросян: «Закупали обустройство велосипедных дорожек в парке и установили массу требований, не относящихся непосредственно к велосипедным дорожкам, для них существовали только 3-4 требования». Для решения таких проблем УФАС предлагает использовать единую автоматизированную систему правительства Москвы, которая позволяет основную массу требований «зашить» как обязательную. Т.е. сделать такие требования, которые заказчики поменять уже не смогут.

Здесь цель более-менее понятна: нужно исключить субъективизм и адаптацию заказа под заранее выбранного исполнителя. Не всегда это удается, о чем зачастую говорят представители бизнеса. Но о том и речь, что систему надо совершенствовать. У заказчика должны быть инструменты, чтобы находить баланс между ценой и качеством, надежностью проверенных партнеров и возникшей конкуренцией за счет новых поставщиков. В конце концов, горожан не так волнует вопрос, сколько фирм соревновалось за право провести ремонт в подъезде, а то, как он будет в итоге выполнен. Если все решает цена, можно ли рассчитывать на хороший результат? Мы все знаем, что качество стоит денег, и иногда более дорогой товар оказывается более экономичным, если заглянуть чуть вперед.

Большой шаг к качеству в этом плане открывает новый 44 ФЗ. Заказчик больше не должен гнаться за дешевизной. Если ему удастся обосновать контролирующим структурам целесообразность сделки и доказать более высокое качество товара, то закупка товара достойного качества, но более дорогого, вполне реальна.

Конечно, не только городские чиновники должны действовать в интересах города, работая по правилам и добиваясь наилучших товаров и услуг для горожан, но и бизнес тоже должен вести себя корректно.

Чрезмерный контроль нужно убирать, но повышение доверия должно быть двусторонним движением, в котором заинтересованы и власть, и бизнес. «Не может быть такой ситуации, когда госзаказчики полностью раскрываются и говорят: «Да мы готовы пускать всех, заходите, работайте добросовестно», а с той стороны не будет симметрично повышаться уровень ответственности у поставщиков. Власть, открывая легкий вход предпринимателям на рынок закупок, рассчитывает на их зрелость и полную ответственность», — подчеркнул Рачик Петросян.

Как рассказал руководитель УФАС, есть две группы недобросовестных предпринимателей, которые выходят на торги. Одна группа не собирается выполнять работу, надеясь на вынужденные компромиссы со стороны заказчика. Вторая группа — те, кто участвуют в сговоре. «Нами начата работа с заказчиками, которые уже выразили намерение полностью отказаться от сложной документации, но при этом надо прописать полную неотвратимую серьезную ответственность того, кто претендует на заказ. И если они не выполнят условия контракта, то должны знать, что будут доведены до максимальной ответственности, предусмотренной законодательством. Будут лишены задатков, с них взыщут штрафы, включат в реестр недобросовестных поставщиков», — отметил Рачик Петросян. — Когда власть упростит вход на рынок госзаказа, предприниматели будут понимать, что они могут идти, если готовы выполнять все работы в полной мере и нести за это ответственность».

В управлении уже отработали технологию раскрытия сговора по IP-адресам. Ответственность уже взыскивается в судах. В среднем штраф составляет 25-30% от начальной цены, по которой участники торгов сговорились. Например, пришли на торги на 10 млн рублей — в этом случае каждый получит по 2,5 млн рублей штрафа.

Сам бизнес от диалога не отказывается. В общественной организации «ОПОРА России» выступают за обратную связь. «Те торги, которые проходят на площадке Департамента по конкурентной политике, вполне адекватные, и те вопросы, которые нас сегодня волнуют, мы быстро пытаемся до департамента донести», — заявил вице-президент организации Александр Жарков. Другое дело, что на торгах второго уровня, которые проходят на площадках профильных департаментов, процедура закупок, по его мнению, недостаточно отработана.

«Московское отделение "Опоры России" готово выступить центром для экспертов в сфере закупок, мы готовы организовать обратную связь и содействовать предметному разговору власти и бизнес-сообщества», — отметил Жарков.

Вполне конкретные предложения, что надо изменить в законодательстве, чтобы бизнес поверил, что он может эффективно работать с госзаказом, озвучил Сергей Габестро, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).

Он убежден, что нужно ввести в закон определение товара, который используется для выполнения работ или оказания услуг. «Таким образом мы убиваем субъективизм, когда наши заказчики описательно указывают товары, которые на самом деле имеют ГОСТ», — отметил Сергей Габестро. Также, по его мнению, нужно ограничить количество согласований заказа с контрольными органами: либо ввести минимальный порог, что, например, с 1 млн рублей заказ нужно согласовывать, а еще лучше — разрешить властям на местах этот порог вводить самостоятельно.

Он также указал на неограниченные полномочия отраслевых департаментов, которые «сами формируют извещение, сами размещают заказ, выбирают победителя, сами контрактуются». Надо вывести их из конфликта интересов, чтобы они, например, не занимались размещением заказа и подведением итогов торгов. Генеральный директор НАИЗ, который также является руководителем одной из торговых площадок, обратил внимание и на такую проблему, как информационная безопасность. У предпринимателей должна быть гарантия, что вся их внутренняя информация не попадет к конкурентам. А что касается контроля, то эксперт высказал сомнения в необходимости многоуровневого контроля заказчика. Не проще ли создать один контрольный орган, который будет выступать в роли отраслевого суда? Эти вопрос будут обсуждаться в ходе дискуссий в рамках намеченной на 10 декабря конференции. Ее организаторами выступают правительство Москвы и Международный форум лидеров бизнеса (IBLF).

Устроители конференции надеются на то, что участники смогут обменяться опытом и сформировать рекомендации по внедрению в Москве лучших антикоррупционных практик в сфере государственных закупок, определить практические шаги для дальнейшего повышения эффективности, открытости и прозрачности системы государственных закупок в Москве как мегаполисе современных закупочных практик.

Борис Ткаченко, руководитель Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) отмечает: «Реальные инструменты по пресечению мошеннических действий в госзаказе существуют, но они вырабатываются только в ходе диалога бизнеса и государства. Нужно развивать новые формы государственно-частного партнерства, такие как контракты жизненного цикла, долгосрочные контракты. Это важно не только с точки зрения экономических выгод, но и привлечения инвестиций. Долгосрочный формат может создать реальную основу для доверия и прихода инновационных технологий. Было бы полезно провести анализ всех закупок и понять, какие товары целесообразно закупать каждый год, а какие на основе долгосрочных контрактов либо контрактов жизненного цикла.

Второй инструмент — нужно формировать базу рыночных цен товаров работ и услуг с детализацией по классам продуктов. Ориентировать надо на цены производителей с ежегодной корректировкой с учетом конъюнктуры рынка. Это поможет избежать демпинга на электронных аукционах ниже себестоимости продукта с последующими некачественными поставками».

Ольга Жолобнюк специально для Актуальных комментариев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх