Не только общественному, но и экспертному сознанию присущ феномен так называемых «ложных развилок», который предполагает неизбежность однозначного выбора между искусственно созданными альтернативами. Иными словами, аудитории предлагают: «Нет уж, вы определитесь: либерализм или традиция, красное, или белое, Толстой, или Достоевский».
Механизм создания ложных развилок заключается в разрыве единого смыслового пространства и отсечении всей палитры переходов и компромиссов. При этом каждая из альтернатив вбирает в себя избыточное количество смысла, так, чтобы по возможности дискредитировать конкурирующий вариант. Аудитория при этом оказывается в положении человека, который стоит на льдине и вдруг замечает, что лед трескается как раз между его подошв. Он в растерянности не может решить, куда ему перепрыгнуть и в итоге падает в полынью. Но это прелюдия. Посмотрим, как это работает на конкретном примере.
В конце прошлого года в публичном поле резко проявилась развилка: …
Свежие комментарии