Это сложная тема, ей мы посвятим несколько сообщений. Прежде всего, надо определиться с абсолютными событиями. Ведь война предполагает реальную возможность гибели, то есть абсолютного события, которое нельзя релятивировать в его фактичности. Конечно, есть прославление павших героев, а слава, напомним, мирской эквивалент бессмертия, мирская слава — секуляризация Славы Господней.
Однако «гибели всерьёз» она не отменяет. Отношение к смерти форматируется фреймом, факт гибели абсолютен. Однако война как фрейм заключает множество абсолютных событий в рамку рутинного опыта, и мы, по закону Вебера—Фехнера, легко опознаем различие между гибелью одного и гибелью десяти, но не видим разницы между гибелью 10001 и 10010 человек. Этот опыт рутинизирован, то есть не может завершиться в силу самой своей природы. Для историка через двести лет столетняя война — одно событие, у него есть начало и конец. Внутри фрейма войны конца ей не видно. Противники говорят о победе, которая положит …
Свежие комментарии