На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Боцман
    Вообще то речь идет, о высшей мере социальной защиты государства и населения от терроризма. Если надо, привести рефер...О смертной казни....
  • Людмила Лепаева
    Скоро у нас так будет а то и хужеКлопы, навоз и тр...
  • Вовладар Даров
    А здесь и агитация ненужна, В.В. Путин наш президент!Старт агитации пе...

Путь к самоопределению Донбасса

С самого начала развития протестного движения в Крыму, а затем и на юго-востоке Украины его непосредственные участники, как и российские официальные лица, ссылались на прецедент Республики Косово, имеющий важнейшее значение в контексте определения правомерности действий сецессионистов.

Неоднократно приводил его в пример и Владимир Путин, в своем последнем интервью в очередной раз указавший на влияние косовских событий на последующие тенденции в разных частях мира, включая постсоветское пространство. Ополченцам Новороссии также было бы нелишне обратить пристальное внимание на путь косоваров к признанию их независимости большинством стран ООН.

Данный шаг РК и солидарность с ним сообщества западных стран, как правило, оправдываются несколькими доводами. Во-первых, после событий 1999 года и направления на территорию конфликта миротворческого контингента, Косово фактически перешло под внешнее управление. Одним из толчков к окончанию кризиса послужило принятие Советом Безопасности резолюции 1244, в соответствии с которой создавалась Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (UNMIK). В рамках ее работы определялось четыре параметра, за которые отвечали собственно ООН («Законность и правопорядок» и «Гражданская администрация»), ОБСЕ («Демократизация и создание институтов») и ЕС («Реконструкция и экономическое развитие»).

Важно отметить, что полицейские функции с 2008 года были частично переданы специально созданной миссии Евросоюза EULEX. Изначально решение о ее направлении в край встретило активное противодействие Сербии, однако, в конечном счете, Белград вынужден был смириться и согласиться с началом деятельности в самопровозглашенной республике европейских правоохранителей. По сути, за прошедшие годы все политические процессы в Косово протекали вне югославского (сербского) правового поля. Это позволило UNMIK организовать в крае обособленные выборы законодательной и исполнительной властей, полномочия которых постепенно расширялись, что и позволило Ассамблее Косово в итоге принять декларацию независимости.

Конечно, отношение международного сообщества и, в частности, институтов ООН к ДНР и ЛНР с момента их учреждения было принципиально иным. Но и непосредственно народные республики долгое время не проявляли особого стремления к взаимодействию с внешними силами в лице тех или иных влиятельных организаций. Странно было ожидать от аппарата Пан Ги Муна позитивного восприятия властей Новороссии, когда они сами отказывались идти на контакт. В свое время именно демонстративное стремление Армии освобождения Косово и соперничавшей с ней Демократической лиги к выполнению условий резолюций Совета Безопасности позволило им в итоге начать вести свою игру и спустя годы объявить об официальном выходе из состава Сербии.

Буквально на днях из Донецка раздались давно ожидавшиеся призывы к размещению на территории республик миссии, которая в идеале могла бы быть организована на схожих с UNMIK принципах. Важно отметить, что в случае ее осуществления допустима и передача части функций ООН эффективным региональным структурам, таким как ОДКБ. Созданные при последней Коллективные силы быстрого реагирования, в частности, имеют полномочия по выполнению миротворческих и полицейских функций, мало отличаясь в этом плане от тех же структур ЕС.

Скорее всего, Киев и поддерживающий его Запад не согласятся на рассмотрение подобных условий (уже предпринимаются попытки перевести их обсуждение в плоскость бюрократии и формальностей), но сама по себе такая инициатива, по меньшей мере, позволяет лишний раз указать нейтральным странам на двойные стандарты проукраинских сил.

Второй важный аргумент косоваров и сочувствующих им государств заключался в том, что у прошедшего через этнические чистки в ходе конфликта 1998-1999 гг. местного населения не было иного выхода кроме объявления о своей государственной самостоятельности. К сожалению, в отличие от событий, происходивших в 90-е годы в Югославии, массовые нарушения прав человека на Донбассе ускользнули от внимания зарубежных СМИ, хотя и были замечены рядом правозащитных организаций.

Частично выправить ситуацию поможет дальнейшее выявление и распространение подобных фактов, как через масс-медиа, так и в рамках формальных правовых процедур, включая подачу исков в ЕСПЧ. Рассмотрение данных дел Международным уголовным судом невозможно (если только Украина не присоединиться к нему, либо Совбез ООН не передаст в МУС соответствующие рекомендации), но инструменты по уравновешиванию в глазах зарубежного мнения косовских событий и трагедии Донбасса у республик все еще остаются.

И, конечно же, нельзя забывать про возможность обращения к тексту консультативного заключения Международного Суда по вопросу о декларации независимости Косово. Этот документ не только юридически увязал предшествовавшие процессы с итогами голосования Ассамблеи РК, но и постановил, что «общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».

Таким образом, в случае, если ДНР и ЛНР либо объединенный Союз народных республик Новороссии решат принять собственную декларацию, аналогичную косовской, это действие будет полностью вписываться в существующую практику. В конце концов, именно представители США еще недавно заявляли, что «декларации о независимости могут – и часто так и происходит – нарушать внутреннее законодательство, однако это не означает, что происходит нарушение международного права».

Как показали события вокруг Абхазии, Южной Осетии и Крыма, западным дипломатам и политикам свойственно отказываться от прежних принципов, когда события разворачиваются по нежелательным для них сценариям, но это не значит, что республики Донбасса – при тщательном и взвешенном подходе – не могут четко артикулировать несогласие с существующими двойными стандартами.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх