Всемирная конференция по искусственному интеллекту, прошедшая в Шанхае в начале июля, не только продемонстрировала передовые разработки в области ИИ, но также обозначила контуры глобальной конкуренции в отрасли между ведущими мировыми державами. В каких направлениях Китай намерен навязать конкуренцию США, и что это будет означать для рынка?
Угроза американской технологической гегемонии
Именно так была воспринята китайская конференция в западных СМИ. Долгое время компании из США были лидерами в разработке ИИ-технологий. Однако, более 150 представленных китайских разработок в области роботостроения, больших языковых моделей (LLMs), вычислительных мощностей и автономного вождения транспорта поставили данное убеждение под сомнение. Одним из примеров может служить китайская компания SenseTime, которая продемонстрировала собственную LLM SenseNova 5.5, составляющую конкуренцию ChatGPT-4 от OpenAI. В конференции приняли участие крупнейшие представители индустрии как из Китая, так и из-за рубежа, включая И. Маска. Ими были заключены сделки суммарно на $5,5 млрд.
Данное мероприятие продемонстрировало тот технологический прогресс, который Китай достиг за последние несколько лет. Согласно Ежегодному отчету по ИИ-индексу от Стэндфордского университета, в 2022 году Китай стал лидером по количеству патентов в области технологий искусственного интеллекта, выпуская 61,1% от всех оригинальных разработок. КНР также опередила своих конкурентов по количеству интегрированных индустриальных роботов на основе ИИ — в 2022 году в стране зарегистрировано почти 300 тысяч таких машин против 50 тысяч в Японии и 40 тысяч в Америке. При этом объем ИИ-рынка Китая, по данным Министерства промышленности и информационных технологий страны, составил почти $69 млрд.
При этом, конференция по ИИ прошла во время ожесточенного технологического давления США на Китай, что лишь подчеркивает опасения текущего лидера по поводу китайской угрозы. Американское правительство запретило экспорт в КНР высокотехнологичных чипов, без которых обучение ИИ представляется затруднительным. Ограничение, в том числе, затронуло Nvidia — крупнейшего производителя оборудования для тренировки искусственного интеллекта, который покинул Китай осенью 2023 года. Несмотря на данные ограничения, китайские компании используют альтернативы в лице наращивания отечественного производства чипов и разработок алгоритмов облачных вычислений.
Разница в подходах
Китай и США имеют принципиально разные подходы к стимулированию ИИ-разработок. Именно данные различия помогают объяснить темпы сокращения разрыва между двумя странами.
Laissez-faire против централизованного планирования. Хотя оба государства активно привлекают IT-компании к проектам национальной безопасности, у Китая существует больше возможностей для проведения более централизованной политики в данной сфере. Сложившаяся традиция взаимодействия китайского правительства и крупных компаний, когда последние получают ряд значительных преимуществ от патронажа государства, позволяет КПК более успешно продвигать национальные интересы в повестку таких цифровых гигантов, как Huawei, Tencent, Alibaba, так и технологических стартапов. Подобная модель рыночной экономики с элементами центрального планирования позволяет правительству Китая более эффективно развивать приоритетные направления, связанные с национальной безопасностью и госуправлением. Интенсивность данных проектов в значительной степени зависит от госфинансирования, поэтому, согласно оценкам консалтингового агентства IDC, китайское правительство намерено нарастить объем государственных инвестиций в секторе до $38,1 млрд к 2027 году.
В свою очередь, технологические компании из США оперируют в условиях свободного рынка и конкуренции. Благодаря этому, по данным Стэнфордского университета, объем частных инвестиций в американскую ИИ-индустрию составляет около $105 млрд, что в три раза больше, чем аналогичные инвестиции в Китае. Однако финансирование самих проектов американского правительства зависит от приоритетов инвесторов, из-за чего национальные и коммерческие интересы зачастую не совпадают.
Эффективность регулирования и этические вопросы. Благодаря более централизованному управлению ИИ-индустрией, Китай также стал лидером в области регуляции искусственного интеллекта. Хотя ряд мер, связанных с цензурой онлайн-пространства, накладывают ограничения на тренировку языковых моделей, решения китайских регуляторов более эффективны для обеспечения безопасного использования ИИ и секретности разработок, по оценкам таких западных изданий, как Bloomberg и Medium. В свою очередь, американский Конгресс до сих пор не смог разработать полноценную систему контроля за ИИ как из-за бюрократических проблем, так и из-за лоббирования частного бизнеса.
При этом правительство Китая самостоятельно решает, в каких областях лимитировать разработку искусственного интеллекта. Таким образом, китайские компании не ограничены этическими нормами и не сторонятся нарушения конфиденциальности пользователей и прав интеллектуальной собственности для извлечения экономической выгоды. Санкционирование доступа разработчиков к правительственным данным о китайских гражданах для обучения нейросетей является тому примером. Вместе с этим, не существует ограничений для применения Китаем частных разработок в политике и в военной сфере. Поскольку КНР редко выступает участником многосторонних международных соглашений, также маловероятно, что в этом вопросе китайская ИИ-индустрия будет регулироваться международными стандартами, такими как Европейским законом ИИ.
Вместе с этим, американский подход к регулированию искусственного интеллекта, в формировании которого также активно участвуют представители частного бизнеса, преимущественно затрагивает этические вопросы применения технологий и права интеллектуальной собственности. Из-за этого, рамки обучения и применения ИИ в США значительно ограничены, а попытки выйти за них сталкиваются с резкой критикой общественности и инвесторов.
Фундаментальные разработки против практической ориентации. Хотя американские корпорации уступили лидерство по количеству зарегистрированных патентов, значительная часть ИИ-исследований в США касается фундаментальных разработок — более теоретического и математического подхода к проведению расчетов машинными алгоритмами. Такие гиганты, как Google и Microsoft, содержат собственные исследовательские лаборатории или же сотрудничают с высокоранговыми американскими университетами для разработки инструментов, которые позволяют тренировать более сложные алгоритмы. Благодаря подобному подходу, американские компании стали лидерами в области генеративного ИИ, такого как ChatGPT и StableDiffusion, и методов машинного обучения.
В Китае основной фокус в разработке ИИ смещен на краткосрочные практически-ориентированные проекты, чем объясняется большое количество продуктов в области роботостроения и алгоритмов анализа изображений. Та же SenseTime, разработавшая аналог ChatGPT, ранее занималась разработкой систем опознавания лиц в рамках государственных заказов. Лишь недавно китайские компании начали переходить к более фундаментальной разработке ИИ и сокращать отрыв в области генеративного искусственного интеллекта. Поэтому на данный момент Китай уступает в долгосрочной перспективе в отношении разработки более сложных алгоритмов, однако имеет больший потенциал для широкого внедрения инноваций в экономику страны.
Временно на втором месте
Несмотря на демонстрацию значительных успехов и ряд преимуществ, ИИ-индустрии Китая еще далеко до мирового лидера. Согласно данным тематического отчета Стэндфордского университета, по состоянию на конец 2023 года в Китае зарегистрировано 1,446 ИИ-стартапов, что почти четырехкратно меньше количества стартапов в США, где их 5,509. Как упоминалось раннее, значительно меньше и объемы частного инвестирования. США до сих пор представляется более привлекательным местом для инвестиций и ведения бизнеса, с доступом к мировым цепям поставок, квалифицированным специалистам и наиболее ценным рынкам сбыта. Благодаря этому, США привлекают лучшие кадры и компании со всего мира, пока Китаю приходится развивать свою ИИ-индустрию в относительной изоляции.
Тем не менее, благодаря расчету на собственные силы, КНР удалось выстроить более устойчивую к внешним шокам ИИ-индустрию и догнать, и обогнать Америку в ряде областей, связанных с роботостроением и безопасностью. Учитывая планы КПК по развитию отрасли к 2030 году и намерения привлечь в нее больше западных инвесторов, китайское лидерство в области технологий искусственного интеллекта является вопросом времени.
Ярослав Барыкин, политолог
Свежие комментарии