На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Актуальные комментарии

11 730 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Я удивляюсь,как это США не догодались в Прибалтику подсылать негров и индейцев в качестве их "Президентов"!Гражданин Маск ка...
  • Eduard
    Теперь мир будит присылатт советы кому кто нравится?Охренеть куда скатились!Гражданин Маск ка...
  • Eduard
    А вообще эта шпана из Прибалтики всех достала своим "длиным носом"!Гражданин Маск ка...

Первые контуры

С момента прихода к власти в Британии лейбористского правительства во главе с Киром Стармером прошло чуть больше месяца. И основную часть этого времени новый кабинет министров был занят преимущественно внутренними проблемами. Ключевой среди них оказались массовые акции протеста, спровоцированные ростом этнической преступности и наплывом в страну мигрантов.

Но несмотря на это новые хозяева Даунинг-стрит нашли время для занятий внешней политикой. За короткий период сложились первые контуры линии их поведения на мировой арене. И они дают понимание основных приоритетов внешнеполитического курса лейбористов.

Желание сохранить «особые» отношения с США

Одним из краеугольных камней своей международной линии кабмин Стармера рассчитывает сделать «особые» отношения с США. Как и консерваторы, лейбористы исходят из того, что преференциальное партнёрство с Вашингтоном обеспечивает прочность позиций Лондона в кругу государств, участвующих в формировании глобальной политической повестки. Кроме того, США — своеобразный гарант безопасности королевства. Стратегические ядерные силы Британии вооружены американскими баллистическими ракетами Trident II.

Значимость связей с США лейбористы поспешили подчеркнуть рядом символических жестов. Своё первое зарубежное турне Стармер совершил именно в Америку. Причем уже через четыре дня после вступления в должность премьер-министра. Он занял апартаменты на Даунинг-стрит, 10 5 июля, а 9 июля прилетел в Вашингтон. Формально поводом для вояжа стало проведение в американской столице саммита НАТО. На деле центральным событием поездки явились переговоры Стармера с президентом США Джозефом Байденом.

Также важность Америки для внешней политики лейбористов должна подчеркнуть фигура будущего посла Британии в Вашингтоне. Основными претендентами на место занимающей в наст. вр. этот пост Карен Пирс выступают такие статусные игроки британского внешнеполитического аппарата как советник по национальной безопасности Тимоти Барроу, постоянный заместитель главы Форин-офис Филипп Бартон и даже глава Секретной разведывательной службы (МИ-6) Ричард Мур.

Но перспективы претворения желания лейбористского кабмина в жизнь находятся под большим вопросом. И вполне могут оказаться лишь нереализованным намерением. Особенно в случае возвращения в Белый дом республиканца Дональда Трампа. Одним из основных препятствий между Лондоном и Вашингтоном при таком сценарии может стать действующий глава Форин-офис, выходец из Гайаны Дэвид Лэмми. Он известен следующими примечательными фактами. Во-первых, своими связями с верхушкой Демократической партии. Включая приятельские отношения с бывшим президентом США Бараком Обамой. Во-вторых, оскорбительными высказываниями в адрес Трампа, сделанными публично.

Также нужно учитывать, что уже администрация Байдена стала довольно сдержанно относиться к активизации Британии на мировой арене, инициированной ещё консервативными правительствами. Во многом именно поэтому Белый дом приостановил переговоры с Лондоном по теме заключения двустороннего соглашения о свободной торговле. И нет никаких гарантий того, что будущая американская администрация, вне зависимости от своей партийной принадлежности, возобновит консультации по данному треку. Между тем, именно торговый договор с США назывался консерваторами одним из ключевых преимуществ выхода страны из состава ЕС.

Выработка новой европейской политики

На европейском направлении лейбористы, в отличие от тори, выступают за выработку нового формата диалога с ЕС. О возвращении в ряды сообщества речи не идёт. Но кабмин Стармера ориентируется на качественное улучшение взаимодействия. Лондон рассчитывает заключить с Брюсселем договор о безопасности, а также частично пересмотреть соглашение, подписанное королевством и Евросоюзом в рамках Брексита.

Одним из механизмов нормализации отношений с ЕС правительство Стармера видит введение практики регулярных саммитов Британия — Евросоюз. По аналогии с форумами, которые европейское сообщество ежегодно проводит с Китаем и Индией. Обсуждение данного вопроса между Лондоном и Брюсселем стартовало уже в июле.

На символическом уровне внимание лейбористов к Европе было подчеркнуто тем фактом, что в числе первых зарубежных лидеров, с которыми Стармер провёл очные встречи, оказались федеральный канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. Сначала «на полях» саммита НАТО в Вашингтоне. А затем снова «на полях», но теперь уже встречи лидеров Европейского политического сообщества (ЕПС), прошедшей в британском Вудстоке 18 июля.

Однако лейбористы не были бы британцами, если бы не вернулись в европейской политике к излюбленным для себя притязаниям на лидерскую роль. В этом плане между командой Стармера и предшествующими консервативными кабинетами много общего.

Способом обозначения заявки на статус видного игрока внутри Европы стало для правительства лейбористов проведение 4-го саммита ЕПС. Причем игрока, координирующего как страны Евросоюза, так и государства, не входящие в сообщество. Именно в таком контексте площадка ЕПС, среди участников которого Турция, Норвегия, Швейцария и Сербия, использовалась Лондоном. В этой связи показательно, что для Стармера саммит в Вудстоке оказался дебютом на общеевропейском уровне.

Интригу с ролью ЕПС в британской игре придаёт тот факт, что данное объединение было придумано отнюдь не политиками королевства. Инициатором создания формата выступил французский президент Макрон.

В контексте усилий Лондона на европейском направлении обращают на себя внимание стартовые заграничные турне Лэмми в качестве главы Форин-офис. В отличие от Стармера, побывавшего в США, он, первым делом, посетил Польшу, Германию и Швецию. Если внимание к Берлину можно объяснить желанием активизировать политические связи с одним из флагманов ЕС, то визиты в Варшаву и Стокгольм имеют несколько иное значение. Швеция прямо воспринимается королевством как один из ключевых партнёров в Европе. Отношения с Польшей менее близкие. Варшава предпочитает ориентироваться на Вашингтон. Но и она может стать для Британии одним из доверенных контрагентов в ходе реализации ею нового европейского курса.

Сохранение военно-политических связей с Украиной

Вслед за консерваторами, лейбористский кабинет планирует сохранить тесные военно-политические связи с Украиной. В частности, Стармер уже заявил о том, что обещание его предшественника Риши Сунака ежегодно выделять не менее 3 млрд ф. ст. на оказание военной помощи Киеву останется неизменным до 2030-2031 фин. г. Между британским премьером и украинским лидером В. Зеленским уже состоялось две очные встречи — одна в Вашингтоне, «на полях» саммита НАТО, другая — в Лондоне. При этом лейбористы сочли возможным подчеркнуть приоритетную значимость украинского лидера, допустив его на заседание своего кабинета министров на Даунинг-стрит, 10.

Базовым в отношениях с Киевом обещает оставаться именно военный трек. Так, правительство Стармера намерено сыграть ведущую роль в укреплении потенциала украинских ВМС, активно взаимодействуя по этому вопросу с Норвегией. Возрастание роли военной составляющей во внешней политике, в том числе, в силу украинского фактора, будет закреплено на аппаратном уровне. Преемником Барроу на посту советника по национальной безопасности при лейбористах должен стать командующий Королевской морской пехотой, генерал Гвин Дженкинс.

Жесткая линия в отношении России

В отношении России лейбористский кабмин продолжит придерживаться прежней жесткой линии. Причем команда Стармера, следуя наработкам консерваторов, намерена повысить градус текущего размежевания с Москвой. В конце июля новый премьер сообщил, что возглавляемое им правительство рассматривает возможности для ужесточения санкций против РФ. Также на Уайтхолле ведётся проработка «правовой основы» для конфискации замороженных российских суверенных активов. Реализация этих планов ещё больше утвердит Лондон в роли одного из главных оппонентов Москвы.

Максим Минаев, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН

#МаксимМинаев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх