Германия застыла в ожидании финального электорального сражения этого политического сезона. 22 сентября пройдут выборы в ландтаг (региональный парламент) главной восточной земли федеративной республики — Бранденбург, со всех сторон окружающей столицу Берлин. От их исхода, а также конфигурации нового земельного кабинета министров будет во многом зависеть прочность положения федерального правительства.
Его образует т.н. коалиция «светофор», включающая Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), «Союз 90/Зелёные» и Свободную демократическую партию Германии (СвДП).
Основные игроки на бранденбургской шахматной доске
Положение основных игроков на земельной шахматной доске выглядит следующим образом. Лидером предвыборной гонки является партия «Альтернатива для Германии» (АдГ). Вторую строчку в Бранденбурге занимает СДПГ. На третьем месте идёт Христианско-демократический союз (ХДС). Вплотную к нему стоит Союз Сары Вагенкнехт (ССВ), занимающий четвёртую позицию. «Зелёные» лишь пятые. На шестой строчке — «Левая партия» («Левая»). СвДП в Бранденбурге практически выбыла из игры, находясь вне официального зачёта.
Подобную конфигурацию отражают актуальные социологические исследования. Так, согласно опросу Infratest dimap, обнародованному 12 сентября, за АдГ были готовы проголосовать 27% опрошенных. Соци поддерживались 26%. Рейтинг христианских демократов составлял 16%. За ССВ высказалось 13%. «Зелёных» поддерживало 4,5% респондентов. И такой же уровень поддержки оказался у местного партийного проекта — Объединения гражданских движений Бранденбурга (ОГДБ). Наконец, «Левая» могла рассчитывать на 4%. Рейтинг свободных демократов не учитывался.
По данным исследования Forschungsgruppe Wahlen от 13 сентября, АдГ лидировала в состязании с 29%. СДПГ находилась на втором месте с 26%. ХДС мог рассчитывать на 15%. Рейтинг ССВ составлял 14%. В пользу «Зелёных» высказалось 5%. «Левая партия» поддерживалась 3%. Положение СвДП в Бранденбурге в этом опросе в расчёт не принималось.
Особое политическое пространство
В случае, если результаты голосования 22 сентября совпадут с предвыборными оценками и зафиксируют текущую расстановку сил, выборы в Бранденбурге станут вехой в политической жизни ФРГ. Они окончательно подтвердят начало процесса складывания в Восточной Германии особого политического пространства. На ведущих ролях в нём находятся новые партии, не имеющие аналогичного уровня поддержки в западных землях. АдГ была основана в 2013 г. В свою очередь, ССВ возник лишь в сентябре 2023 г. В то же время позиции старых партий (прежде всего, СДПГ, «Зелёных» и СвДП) на Востоке последовательно слабеют.
Политическое пространство Восточной Германии заметно отличается от партийно-политического поля остальной страны и в идеологическом плане. Здесь «балом правят» игроки, которые немецким политическим мейнстримом воспринимаются как радикальные. И негласно старые партии стараются не иметь с ними никаких дел. АдГ причисляют к крайне правым. А ССВ оценивают как лево-националистическое и лево-консервативное объединение. Однако подобные ярлыки не мешают «Альтернативе» и «Союзу Вагенкнехт» не просто находить в восточных землях своего избирателя, но и добиваться побед над своими более «умеренными» партийными оппонентами.
Претензия на складывание в восточных землях особого политического климата подкрепляется результатами предыдущих выборов электорального цикла 2024 г. 1 сентября в Германии состоялись голосования в ландтаги Тюрингии и Саксонии. В обоих случаях в тройку лидеров вошли АдГ и ССВ. Причем в Тюрингии «Альтернатива» праздновала победу, а в Саксонии заняла второе место. ССВ в этих регионах оказался третьим.
Результат партии Вагенкнехт особенно примечателен, так как она ещё даже не завершила процесс создания отделений во всех шестнадцати федеральных землях. В середине сентября ССВ открыл региональное представительство в Бремене, ставшее для него лишь восьмым. В наст. вр., кроме этого вольного ганзейского города, Союз представлен в Берлине, Бранденбурге, Саксонии, Саксонии — Анхальт, Тюрингии, Сааре и Северном Рейне — Вестфалии.
Из старых партий конкуренцию этим «халифам Востока» смог составить только ХДС. В Тюрингии он занял второе место, а в Саксонии лишь с минимальным перевесом опередил АдГ. Партии же коалиции «светофор» в обеих землях оказались в числе аутсайдеров. В Тюрингии соци заняли только пятую строчку, пропустив вперёд ещё и «Левую». «Зелёные» и свободные демократы здесь вообще потеряли представительства в ландтаге. В Саксонии СДПГ оказалась четвёртой, а «Зелёные» — пятыми. СвДП здесь так же, как и в Тюрингии, утратила присутствие в земельном парламенте.
На фоне полного провала альянса «светофор» весьма примечательна бессильная злоба его лидера, федерального канцлера Олафа Шольца. Комментируя результаты АдГ в Тюрингии и Саксонии, он заметил, что данная партия «имеет облик человека вчерашнего дня». И подчеркнул, что «мы сделаем всё, чтобы это политическое образование снова потеряло своё значение в Германии». Но персональные желания главы правительства страны заметно расходятся с ситуацией в восточногерманских регионах. Никаких предпосылок для ослабления политического веса и влияния «Альтернативы» здесь пока не наблюдается.
Бранденбург: общее и особенное
В отличие от Тюрингии и Саксонии, Бранденбург обладает своей определенной политической спецификой. Соци чувствуют себя в этом регионе несравненно более уверенно, что подтверждает их текущее второе место в гонке. Именно СДПГ, а не ХДС выступает в Бранденбурге в качестве основного конкурента АдГ. У ССВ нет такого уровня поддержки, который мог бы с ходу обеспечить этой новой партии третье место. Своё слово может сказать локальный феномен в лице ОГДБ.
Но ряд местных характеристик вполне соотносится с общими для Востока тенденциями. Явным лидером состязания, как и в Тюрингии, выступает «Альтернатива». «Зелёные» могут рассчитывать в Бранденбурге на скромное пятое место и, по факту, лишь номинальное присутствие в ландтаге. В свою очередь, свободные демократы находятся за пределами основного партийного поля региона. И в таком качестве пребывают с 2014 г., когда потеряли представительство в земельном парламенте.
Результаты выборов в Бранденбурге способны несколько подкорректировать общую конфигурацию сил в Восточной Германии. Но не в состоянии её полностью изменить. Политическое пространство восточных земель в наст. вр. определяет система из пяти партий. В неё входят АдГ, ССВ, ХДС, СДПГ и «Левая». Причем в перспективе «Альтернатива» и Союз Вагенкнехт могут серьезно упрочить свои позиции.
Интрига «Альтернативы»
Вероятная победа АдГ в Бранденбурге станет для неё первой в этой федеральной земле с момента создания партии. На выборах 2014 г. «Альтернатива» была четвёртой, а в 2019 г. — второй. Предполагаемый успех также позволит говорить о начале серии региональных триумфов АдГ. До 2024 г. лучшие результаты партии — вторые места (в Саксонии — Анхальт, Тюрингии, Саксонии, Бранденбурге и др.). Теперь же «Альтернатива» стала регулярно подниматься на вершину пьедестала. Бранденбург, в этом плане, может последовать за Тюрингией.
Интрига ситуации с лидерством АдГ в главной земле Восточной Германии заключается в том, что партия смогла добиться здесь доминирования, несмотря на явное ослабление своего лидерского потенциала. За успехами «Альтернативы» в восточных землях, чаще всего, стоят фигуры глав их региональных отделений. Архитектором победы в Тюрингии во многом выступал харизматичный и бескомпромиссный Бьорн Хёке. Второе место в Саксонии обеспечил серьезный и волевой Йорг Урбан.
Свой лидер-харизматик был у АдГ и в Бранденбурге. Им до 2020 г. выступал Андреас Кальбиц. Причем в качестве главы земельного отделения он наследовал Александру Гауланду — главе «Альтернативы» с 2017 по 2019 гг. Именно благодаря Кальбицу партия смогла занять вторую строчку на выборах 2019 г. Но в 2020 г. из рядов АдГ его исключили. Части партийной верхушки не понравилось прежнее членство Кальбица в молодёжных общественных организациях, воспринимаемых политической элитой ФРГ как крайне правые.
В итоге АдГ в предвыборной кампании в Бранденбурге ведёт Ханс-Кристоф Берндт, находившийся до недавнего времени в тени. В качестве лидера регионального отделения партии он был утверждён только в 2022 г. Однако пертурбации в земельном руководстве не помешали «Альтернативе» уверенно провести кампанию и подойти к её завершению безоговорочным лидером. Весьма вероятно, что по итогам голосования 22 сентября Берндт присоединится к Хёке и Урбану, в качестве ещё одного партийного триумфатора в землях Востока.
Основной оппонент АдГ в лице СДПГ чувствует себя в этом плане куда более стабильно. Социал-демократов в Бранденбурге возглавляет Дитмар Войдке. Земельные выборы 2024 г. станут для политика уже третьими, когда именно он находится у руля регионального отделения партии. При этом бессменным премьер-министром (министром-президентом) Бранденбурга Войдке является с 2013 г. — времени, когда «Альтернатива» только начала свою политическую жизнь.
Подводные камни земельных выборов
Однако победы на выборах в ландтаг далеко недостаточно для того, чтобы установить контроль над региональными органами исполнительной власти. Политическая система Германии построена так, что формирование земельного правительства одной партией практически исключено. Для этого нужно добиться абсолютной победы на голосовании, получив поддержку более 40% избирателей и полностью сокрушив своих врагов. Чего практически не встречается. В результате, всё определяют коалиции, формируемые несколькими партийными игроками.
Текущий баланс сил в Бранденбурге указывает на то, что создать коалицию под своим началом АдГ вряд ли сможет. ССВ на альянс с ней, скорее всего, не пойдёт, обосновав свою позицию расхождением в политических взглядах. Именно так, по данным немецких СМИ, партия Вагенкнехт повела себя в Тюрингии. Она отказалась создавать объединение с «Альтернативой», но в то же время выразила готовность начать переговоры о возможной коалиции с местными отделениями ХДС, СДПГ и «Левой».
Как следствие, правящий блок в Бранденбурге вполне по силам создать СДПГ и ХДС. Особенно если данные партии займут места в первой тройке. Правда, соци для этого придётся нарушить коалиционные правила игры на федеральном уровне. В масштабах страны христианские демократы относятся к оппозиции и в правящий альянс «светофор» не входят. Но власть, в данном случае, дороже. Тем более, что ряды такого гипотетического союза вполне могут пополнить «Зелёные».
Максим Минаев, кандидат политических наук
Свежие комментарии